Выставка “Град преображенный. Архитектурные образы в искусстве Палеха”
В Экспозиционно-выставочном центре ГМПИ открыта выставка «Град преображенный». (Архитектурные образы в искусстве Палеха).
Главное в палехском искусстве – человек, живущий в гармонии с окружающим миром. И это не только милые глазу сельские пейзажи, но и архитектурные ландшафты как часть человеческого бытия. «Палатное письмо» является одной из стилистических особенностей палехской иконы и миниатюры. Архитектура в палехском искусстве всегда условна, она наряду с пейзажем и фигурой человека является важным элементом декоративной орнаментальной композиции. Трудно представить произведения палешан без роскошных экзотических палат или украшенных затейливой резьбой деревянных домиков. Не является исключением и присутствие в работах палехских художников изображений классицистической ордерной архитектуры с тщательным «перечислением» всех её отличительных признаков. Архитектура не просто играет роль декоративного плоского задника. Она имеет объёмную трактовку, а перспективные сокращения отдельных деталей придают определённую глубину пространственной среде. На палехских иконах XVIII-XIX вв. преобладает башнеобразная архитектура с многоцветными фасадами. Архитектурные декорации в виде ярусных палат с башенками, шпилями, рядами щипцов украшены растительными орнаментами с тональной и белильной разделкой.
В палехской традиции архитектура тесно связана с растительными мотивами – это или белильные розетки и завитки по поверхности сооружений, или произрастающие рядом экзотические травы-кустарники. Подобный архитектурный образ связан с олицетворением Вертограда заключенного, Небесного Иерусалима, что подразумевает первостепенную роль этого образа в палехском искусстве, в том числе и в лаковой миниатюре. Этот город благоденствия и счастья вариативно представлен практически всеми палехскими художниками в композициях на тему Сказки о царе Салтане.
В новом искусстве палешан роль архитектуры только усиливается, что связано с расширением сюжетного ряда и усложнением образного решения. Условность, иносказательность художественных приёмов не лишает произведения палехских художников достоверности, реалистичности. Среди приоритетных тем у бывших крестьян-иконописцев становится жизнь нового преобразованного революцией города. Это утопический образ социалистического города счастья – Град Преображенный. Его мы видим в композиции Баженова П.Д. «Палех» для журнала «Наши достижения», в миниатюре Зиновьева Н.М. «Москва – порт пяти морей» и др. Каждое десятилетие новое поколение художников вносило своё видение и понимание преображённого града. В 1950- е гг. это реалистический, но прекрасный город, воплощённый в новой архитектуре Москвы, в 1960-е гг. – ностальгический райский город из прошлого. Художников больше привлекала русская патриархальность, как у Н.Рериха. Такой город изображали в миниатюрах на тему русских былин или истории Града Китежа. В тоже время появляются совершенно футуристические образы города счастья в эскизах Б.М.Немтинова к балету «Страна чудес».
Тема Града Преображенного по-своему прозвучала в работах палехских художников в 1970-80-е гг. Это связано с историей ивановского текстильного края. Монотонная фабричная архитектура Иванова, Южи, Кохмы, Вичуги совершенно преобразилась, расцвела в работах В.М.Ходова, В.Ф.Морокина, А.Н.Клипова.
А вот образ любимого Палеха со всеми узнаваемыми архитектурными достопримечательностями на протяжении всех времён воспринимается художниками как тот самый Град Преображенный, Небесный Иерусалим, где душа обретает гармонию, наслаждение, способность к возрождению.
На выставке представлены иконы, лаковая миниатюра, графика из фондов ГМПИ.