// Музей иконы – Государственный музей Палехского искусства


Важная информация:

5 декабря 2014 года состоялось открытие нового музейно-выставочного комплекса. Весьма внушительное для Палеха сооружение сразу стало яркой декоративной доминантой окружающей  застройки центральной части села. Здание вполне органично соседствует и с деревянными постройками и с главной святыней Палеха – Крестовоздвиженским храмом. Государственный музей палехского искусства впервые получил возможность полно и широко представить своё уникальное иконописное собрание, значительную часть которого составляют произведения местных мастеров.

На первом этаже находится выставочный зал и художественный салон.

Иконы известных иконописных центров, находящиеся в экспозиции,  – результат собирательской деятельности палешан, которая активно велась ещё в XVIII веке. Согласно преданию, в местном Крестовоздвиженском храме находилось множество икон, привезённых «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских, где Палеховские иконописцы занимались работами в XVIII столетии…». Останки князей Палецких, бывших владельцев Палеха, покоятся в Кирилло-Белозерском монастыре. Вероятно, это имеет какое-то отношение к тому факту, что палешане столь часто посещали Вологодские земли. Оттуда и была привезена большая часть древних икон. Одна из них – Спас Нерукотворный – стала неотъемлемой частью Акафиста Спасителю, самого известного произведения палехских иконописцев.

Значительное количество поволжских и, прежде всего, костромских икон в Палехе можно объяснить деловыми связями с этими территориями. Среди владельцев Палеха представители костромского дворянства Карцовы,  Грязевы, Леонтьевы. Особо почитали в Палехе икону «Св. Илья Пророк с житием и огненным восхождением». Местные иконописцы её неоднократно поновляли, а потом и вовсе стали считать своей работой. Традиции ярославской школы  XVII века представлены иконой «Ярославские святые», на которой изображён князь Можайский, Смоленский и Ярославский Фёдор Ростиславович со своими сыновьями Давидом и Константином.

Коллекция древнерусской живописи  пополнялась за счёт икон закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Так в музейной коллекции оказались самые древние произведения, в которых прослеживаются традиции ростово-суздальского иконописания: Николай Чудотворец с житием конца XIV века и Благовещение начала XV века.

Поклонный Крест-Распятие XVII в. попал в музейную коллекцию из старообрядческой церкви. Фигуры вырезаны в плоском рельефе. На тыльной стороне креста сохранились остатки росписи с орудиями Страстей Господних. В Государственном музее палехского искусства хранится несколько икон, датируемых второй половиной XVII века. Все они предназначены для праздничных и деисусных чинов иконостасов и поступили в музейную коллекцию в 1930-годы из разрушенных окрестных церквей и часовен. Иконы московских митрополитов, Богоматери и Иоанна Предтечи, Успение Богоматери обнаруживают некоторые сходные черты, что позволяет объединить их в группу памятников, имеющих северное происхождение. На одеждах святых встречается крупный растительный орнамент. Красочная палитра тяготеет к тёмным и тусклым сочетаниям, в которых преобладают оттенки охр.

Уникальное собрание древних  икон стало настоящей школой мастерства, эталоном художественного вкуса для многих палешан. Изучая на практике знаменитые школы древнерусской живописи, палехские мастера создавали свою собственную манеру. В стилистике палехских икон,  в их тематике и иконографии получили отражение традиции Москвы,  Поволжья и тех северных земель, которые находились в сфере влияния столичных иконописцев.

К середине XVIII столетия определились приоритеты в иконописи Палеха, сформировались стилистические особенности  палехской иконы. К этому времени палешане становятся признанными мастерами сложных многофигурных композиций и знатоками редких иконографических изводов.  Тематика многих палехских икон имеет отношение к церковным песнопениям и  отражает особенности интонационного  склада культовой музыки, что объясняется  развитостью песенных, фольклорных традиций в патриархальной среде старинного иконописного промысла. В иконописи Палеха нередки сюжеты, иллюстрирующие  акафисты, литургические гимны и песнопения Великого поста с их догматизирующим началом и усложнённой символикой, такие как  «О Тебе радуется», «Достойно есть», «Не рыдай Мене, Мати», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Хвалите Господа с небес».

Эталоном палехского стиля принято считать икону «Акафист Спасителю», созданную для иконостаса Казанского придела Крестовоздвиженского храма в Палехе, который был открыт и освящён в 1774 году. Это подлинный шедевр местной художественной традиции, достойный лучших образцов русской религиозной живописи.  Легко и непринуждённо автор «Акафиста Спасителю»  кистью намечает причудливые формы горок,  пишет фантастические травы и деревья, шпили и башенки. Сложные архитектурные декорации с притенёнными белильными узорами, представленные то в ракурсе, то фронтально, высоко поднимающиеся плавными уступами с мягкими изгибами горки,  станут визитной карточкой традиционной палехской иконы. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» была написана палехскими мастерами по образцу акафистов Спасителю и Богоматери. В Палехе её всегда называли «Акафист Николе», под таким же названием описал икону А.В.Бакушинский в книге «Искусство Палеха». Образный строй иконы придаёт ей сходство с произведениями палешан, созданными на основе гимнической поэзии. Среди 38 клейм  доминирует композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа», названная словами песнопения, написанного Иоанном Дамаскиным.  По своим размерам клеймо, расположенное над средником,  превосходит не только прочие клейма, но и сам средник с ликом Николы. Многоярусная композиция  симметрична и представляет святых в похвальном предстоянии.

Во второй половине XVIII столетия  окончательно  определились характерные черты   палехской иконописи.  Одна из них – личное  письмо  тонкими многослойными плавями.  Палешане не стремились к «живоподобию» ликов, отчего святые на иконах казались  похожими друг на друга и различались лишь возрастными характеристиками.

Под влиянием западной живописи в русской провинциальной иконописи родился «фряжский» стиль, приверженцев которого было много и в Палехе. Фряжская манера подразумевает особые приёмы в изображении пространства, пейзажа и архитектуры. Голубой цвет с тональной нюансировкой воспринимается на палехских иконах не как фон, а как единая пространственная среда, в которую погружаются предметы и фигуры. Пейзаж приобретает более  мягкие формы, без вздыбленных горок с «пяточками» и «лещадками». Это направление представляет икона Ильи Балякина «Не рыдай мене, Мати». Она выполнена в 1769 году для местного Крестовоздвиженского храма. Наряду с заимствованиями новых идей из произведений западноевропейского искусства, Илья Балякин применяет и традиционные иконописные приёмы в личном письме, в колористическом решении, в наложении золотых пробелов. Соединение фряжской манеры и позднестрогановской иконы станет той основой, на которой будут формироваться традиции палехского искусства.

В начале  XIX века в палехской иконописи активно формируется традиция небольшой многоклеймовой иконы с  многофигурным средником. Основными сюжетами становятся жития святых, двунадесятые праздники, минеи. В клеймах как правило изображаются основные христианские праздники, в среднике многоярусная композиция – Воскресение-Сошествие во ад. Столь же многочисленны в иконописи Палеха иконы-календари, называемые минеями. Подобные иконы-миниатюры оказались не столь подвержены влиянию быстро меняющихся вкусов, в них палешане использовали устоявшиеся композиционные схемы, более традиционные формы архитектуры, пейзажа, доличного и личного письма.

Во второй трети XIX века в палехской иконописи даёт о себе знать такое явление как стилизация, которое в скором времени станет определяющим в жизни иконописного промысла. «Подстаринный»  стиль получил широкое распространение в софоновской иконописной мастерской. Софоновы и их мастера отдавали предпочтение московско-строгановской традиции конца XVI – нач. XVII века.

После отмены крепостного права многие иконописцы навсегда уехали из Палеха, открыли собственное дело в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве наиболее авторитетными считались иконописные мастерские М.А.Рогошкина, А.А.Глазунова, И.Ф.Ерзунова, П.М.Соколова, в Петербурге – В.М.Юдина и А.Е. Одинцова.

В середине XIX века на палехскую икону значительное влияние оказала деятельность петербургской иконописной мастерской, принадлежавшей тверскому иконописцу М.С.Пешехонову. Отличительной особенностью пешехоновской манеры был способ украшать иконы «цировкой», когда тонкой иглой проскребали густой слой краски до золотого фона, как в резцовой гравюре по металлу. С помощью этого приёма орнаментировали одежды святых, имитируя драгоценные ткани, шитые жемчугом и камнями. В пешехоновской мастерской, где работало много палешан, иконописцами Петром Ноговициным и  Ильёй Волковым для одного из иконостасов палехского Крестовоздвиженского храма в 1854 году написаны иконы «Богоматерь» и «Господь Вседержитель». Лики  исполнены в светотеневой манере под влиянием русской академической живописи. В этой же традиции написана икона «Александр Невский», посвящённая важному событию в жизни Российского государства – освобождению крестьян от крепостной зависимости.

В иконописном собрании Государственного музея палехского искусства более пятидесяти икон и двухсот рисунков имеют авторскую подпись или надпись, удостоверяющую их принадлежность тому или иному мастеру-иконописцу. Больше всего подписных икон принадлежит Василию Александровичу Хохлову. Одна из лучших его работ «Воскресение-Сошествие во ад», датируется 1894 годом. Такими же древними и многочисленными были иконописные роды  Кориных, Салапиных,  Салаутиных, Салабановых, Париловых, Белоусовых, не угаснувшими в Палехе и в XX веке. На тыльной стороне иконы «Богоматерь Корсунская» есть надпись, удостоверяющая авторство Михаила Владимировича Белоусова (1863-1921), сына Владимира Евграфовича, принимавшего участие  в росписи Грановитой палаты. После реставрации иконы видно, что образ был переписан фактически заново, так как от древней живописи XVII века сохранились лишь фрагменты лика Христа.

Палех стремился всё время  держаться немного особняком в бескрайнем море провинциальных икон. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечался особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи, археолог и историк искусства Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), посетив Палех, назвал его  «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

x
Заказать экскурсию
Ваше имя *:


pt src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.0.0/jquery.min.js" integrity="sha384-THPy051/pYDQGanwU6poAc/hOdQxjnOEXzbT+OuUAFqNqFjL+4IGLBgCJC3ZOShY" crossorigin="anonymous">