Выставка «Евгений Сивяков: к 75 летнему юбилею мастера»
23 ноября в 15.00 в Государственном музее палехского искусства состоялось открытие выставки «Евгений Сивяков: К 75 летнему юбилею мастера». Экспозиция приурочена к 75-летнему юбилею мастера палехского стиля Евгения Александровича Сивякова.
Евгений Сивяков – мастер, раскрывающий многообразие палехского стиля: лаковая миниатюра, стенная роспись, живописные холсты, графический дизайн.
Творческим событием для художника стала работа по созданию фирменного стиля ансамбля «Россия» Народной артистки СССР Людмилы Зыкиной в середине 1990-х годов. Нестандартная задача для мастера палехской миниатюры позволила по-иному взглянуть на искусство Палеха и приоткрыть скрытые возможности русской национальной изобразительной культуры. Евгений Сивяков развивает палехский стиль через новое композиционное решение в рамках палехского канона – объединяет в единое живописно-изобразительное пространство орнамент и образы.
Работы двух последних десятилетий стали манифестом единства и неразрывности русской художественной традиции: от книжных миниатюр летописей, гуслицких росписей, иконописи и фресок палехских изографов, по-новому зазвучав в палехском стиле Артели Древней живописи, к дню сегодняшнему. Через эту традицию художник смотрит на явления мировой культуры и историю страны, наблюдает за окружающим миром, размышляет о человеке. Он верен духовным основаниям труда прежних поколений – искусство должно дарить радость и надежду, быть искусством жизни, стремиться к совершенству и высокому ремеслу.
Творчество в рамках художественного канона – одно из сложнейших вариантов бытия мастера. Художника вдохновляет музыка (декоративные тарелки «Музыка», «Рондо», кофейный стол «Музыканты») и поэзия (декоративная тарелка «Лебеди» по стихотворению М.Цветаевой), история страны (ларец «Слово о полку Игореве», шкатулка «Новгородское предание») и классические сюжеты палехского искусства (тройки, жар-птицы, русские сказки). Неисчерпаемы в оригинальности сюжеты охоты. Эмоциональная насыщенность произведений широка – от высокого пафоса (шкатулка «Непобедимый народ») до изысканного сарказма (ларчик «Шуты московские»).
Форма и изображение в работах мастера составляют единое целое. Иногда форма предмета диктует решение темы, насыщая сюжет дополнительными смыслами, выводит его в трехмерность (баул «Битва»). Иногда задуманная тема требует поиска и создания особого объемно-материального решения (письменный прибор «Охотничьи забавы»). Нередко форма традиционных изделий (ларчик «Шуты московские») дополняет смысловую сферу работы.
Универсальность таланта мастера проявилась в начале 1990-х годов, когда он одним из первых стал решать задачи новых функциональных форм палехских изделий – перьевые ручки, пеналы для игральных карт, объекты для интерьеров.
Неотъемлемым условием верности традиции для художника служит скрупулезное следование технологии и материалам, разработанным и выбранным столетие назад основателями Палехской лаковой миниатюры: папье-маше, лаковые поверхности, темперные краски, твореные на яичном желтке, роспись золотом, многослойное покрытие масляным лаком с промежуточной и итоговой ручной полировкой и даже беличьи кисти собственного изготовления.
Кураторы выставки: Короленко Светлана, Кривцова Людмила
Экспозиция: Бушкова Наталья
Государственный музей палехского искусства. Ивановская область, Палех, ул. Ленина, д.6