Выставка “От Илиады до Фауста”
В Музее лаковой миниатюры (ул.Баканова, 50) 21 сентября начинает работать выставка «От Илиады до Фауста». Её содержание – западноевропейская литература в лаковой миниатюре Палеха. Палехскую миниатюру уже в первые годы её существования высоко оценили в Париже, Милане, Вене и Берлине. Европейцам нравились и шкатулки с незатейливыми сюжетами из истории русского крестьянства, и композиции по произведениям русских классиков и так называемый агитлак. Однако требовались новые темы, более известные европейским почитателям палехского искусства. У палешан уже имелся опыт обращения к произведениям зарубежных классиков. Ещё до образования Артели, в начале 1920-х гг., И.И. Голиков, работавший декоратором в Шуйском театре, к постановкам «Сон в летнюю ночь» Шекспира и «Лекарь поневоле» Мольера написал на стекле анилиновыми красками декорации, которые использовались в световой проекции.
В 1930-е гг. в лаковой миниатюре появился образ Дон-Кихота, созданный Д.Н.Буториным. П.Л.Парилова привлекла философская драма «Фауст» Гёте. Сочинения Пьера-Жана де Беранже «Блуждающие огни» и «Волшебная лютня» легли в основу произведений И.И.Зубкова. После первых удачных композиций по произведениям западноевропейских авторов, палехские художники стали активнее обращаться к подобным темам. Неоценимую помощь в выборе сюжетов им оказывали А.В.Бакушинский и Г.В. Жидков.
Чаще всего художники обращались к драмам Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Мера за меру» «Король Лир», «Ричард III», комедиям Мольера, например, «Жорж Данден, одураченный муж», авторским сказкам Шарля Перро, Киплинга, Андерсена. Источником вдохновения для палехских художников нередко служила и античная мифология. В лаковой миниатюре разных лет можно встретить изображение Ундины, Леды, Афродиты, Персея и Андромеды, Спартака и Одиссея.
Западноевропейская литература позволила палехским художникам и дальше расширять круг тем. Они стали обращаться к историческому жанру, рассказывая в своих работах о Грюнвальдском сражении, крепости Астар, рыцаре Тоггенбурге, о средневековом нидерландском воине, ловком и неутомимом Тиле Уленшпигеле. Интересны палешанам были и карнавалы Венеции: таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка.
Выставка раскрывает всё многообразие тем, сюжетов из истории западноевропейской культуры, получивших отражение в искусстве Палеха.
На выставке представлены экспонаты из фондов ГМПИ и дипломные проекты выпускников Палехского художественного училища имени А.М.Горького.