Выставка “Мелодия палехской шкатулки”
Открылась выставка «Мелодия палехской шкатулки», посвященной 95-летию палехской лаковой миниатюры.
Важным фактором в процессе рождения нового искусства Палеха является народная песня. Её мелодичность, напевность помогла палехским художникам создать особый ритмический рисунок своих композиций, уникальную живописную пластику, которые, превратившись в традицию, стали отличительными особенностями палехской лаковой миниатюры.
Одними из первых на палехских шкатулках появились изображения музыкантов с различными музыкальными инструментами. Палешане и сами великолепные музыканты, готовые освоить любой уникальный музыкальный инструмент. «Гулянки», «музыканты», «хороводы», «пляски» – это не просто отвлечённые темы в палехской миниатюре, это неотъемлемая часть образа жизни местных художников. Музыка позволяет им создавать образы, наполненные символами, метафорами, отчего живописные композиции приобретают более сильное эмоциональное звучание, нежели просто иллюстративный пересказ.
Музыкальные традиции стали связующей нитью для поколений палехских художников, своего рода оберегом палехского искусства. По словам Ирины Михайловны Ельчевой, ленинградского композитора, собирателя народных песен Ивановского края, – «В Палехе живы традиции пения «артелью» – хором. Песню ценят, любят. Многие художники обращаются к её разнообразным сюжетам, творчески преломив по-своему, с присущим каждому художнику видением и толкованием…».
Знаковые, этапные работы палешан, так или иначе, связаны с музыкой. На раннем этапе творчества народная песня являлась неотъемлемой частью жизни палехских мастеров, отражала каждый момент бытия, любую эмоцию, любое переживание. Но жизнь так стремительно наполнялась новыми образами, понятиями, аналогов которым не было в народной песне. Склонные к песенно-поэтическому восприятию окружающего мира, палешане искали отражение новой жизни в новых для себя музыкальных образах и ритмах. Отсюда – увлечение литературными «песнями». Слово песня звучит в названии многих палехских миниатюр. Палешане ценили и понимали классическую музыку, которая также помогала им в работе над образом.
В середине 1960-х гг. жизнь в Палехе озаряется рождением удивительного музыкального коллектива – народного хора под руководством Валентины Акбашевой. Значительная часть его участников – палехские художники. С этого момента в истории палехской лаковой миниатюры начинается новый этап. Творческий подъём демонстрируют многие палешане, но прежде всего те, кто, так или иначе, вовлечён в работу музыкального коллектива. Художники не только пели, но и рисовали декорации к постановкам, сами расписывали костюмы. Поскольку среди участников хора – большинство женщины, в палехском искусстве заявят о себе многие талантливые художницы, возникнет такое понятие, как «женская тема», «женская рука». Даже предметная основа лаковой миниатюры значительно видоизменится: больше будет украшений, крохотных ларчиков. В формах полуфабрикатов преобладающими станут мягкие криволинейные очертания. И, конечно, в лаковой миниатюре появится огромное количество новых сюжетов, образов, связанных с обрядовой, фольклорной, песенной традицией. Отголоски того необычного феномена можно наблюдать и в последующие годы. Музыкальность и сегодня является лучшей характеристикой любой палехской композиции.Пусть пророческими окажутся слова Е.Ф.Вихрева: «ни на одну минуту не отрываясь от плодоносной почвы веков, – Палех всегда будет лучшим выразителем поэтических образов народа».