Выставка “Свет Вифлеема”
В Экспозиционно-выставочном центре ГМПИ с 25 декабря работает выставка «Свет Вифлеема».
Рождество Христово занимает одно из ключевых мест среди праздников литургического года. Тема Рождества имеет большое значение в мировой христианской культуре и русской иконописи. Свет вифлеемской звезды даёт людям надежду на счастье и тепло семейного очага.
На выставке представлены иконы данного сюжета из коллекции ГМПИ. Это и работы палехских мастеров XIX-XX вв., и иконы других школ. Палех славился иконой многоклеймовой. Сюжет «Рождества Христова» был лишь частью сложной многочастной композиции праздничных икон. Располагался он, как правило, в правом верхнем углу. Изображение Рождества можно видеть на палехских иконах «Воздвижение Креста с праздниками» Евстигнея Першина 1826 г., «Воскресение-Сошествие во ад с праздниками» второй половины XIX века.
Близка стилистике палехских писем икона «Воскресение – сошествие во ад с праздниками» Василия Ефимовича Беликова, датируемая 1839 г. Но изображение архитектуры, цветовые сочетания и другие детали не позволяют отнести её к палехской традиции. А главное – имя мастера. Таковых среди жителей Палеха не значилось. А вот стилистика иконы «Рождество Христово» XVIII в. уже значительно отличается от местных особенностей письма. Совершенно необычны горки с лещадками в виде резной листвы. Фигуры приземисты и большеголовы. Икона привлекает своей теплотой и самобытностью. Она вполне может представлять традиции шуйских иконописцев, так как находилась в своё время в церкви д.Кузнецово Шуйского района. Обе иконы после реставрационных работ впервые представлены в экспозиции.
Изображение Рождества Христова встречается и в меднолитой пластике – особого вида прикладного искусства, любимого у старообрядцев. Как правило, это четырёхстворчатые складни, именовавшиеся нередко «походными иконостасами». На одной из створок Рождество Христово обязательно изображалось среди годового круга праздников.