Выставка “Снегурочка в искусстве Палеха”
С 29 марта 2023 г. в Экспозиционно-выставочном центре Государственного музея палехского искусства работает выставка «Снегурочка» в искусстве Палеха», посвящённая 200-летию А.Н.Островского и 150-летию его весенней пьесы-сказки «Снегурочка».
А.Н. Островский в качестве образца выбрал лучшие поэтические летописные памятники. Музыкальность пьесы А.Н.Островского, её фольклорная основа созвучна с традициями палехского искусства. Кажется странным, что на протяжении первого десятилетия существования палехской лаковой миниатюры в произведениях палешан так и не появились персонажи «весенней сказки» Островского.
Вероятно, это связано с тем, что после революции пьесу практически не ставили в театрах, а в конце 1920-х гг. Снегурочка как новогодний персонаж вообще попала под запрет.
Появление образа Снегурочки в искусстве Палеха непосредственно связано с пьесой А.Н.Островского, а именно с её театральной постановкой. В музейной коллекции хранятся эскизы костюмов, выполненные И.П.Вакуровым в1936 г. для МХАТ. В них, безусловно, прослеживается влияние В.М.Васнецова, особенно в эскизе декорации к прологу.
История пьесы-сказки А.Н.Островского в миниатюре начинается с образов, созданных Т.И.Зубковой. Шкатулка «Снегурочка», написанная в1944 году, экспонировалась на Всесоюзной выставке декоративного и прикладного искусства и получила высокую оценку. В дальнейшем на различных предметах Т.И.Зубкова неоднократно изображала действие пьесы. Композиция на очешнике (1945 г.) представляет редкий в те годы в палехском искусстве зимний пейзаж. Больше соответствует образу «весенней сказки» композиция на шкатулке «Мизгирь и Купава» 1962 г. Композиционные традиции палешан позволили художнице представить и гармоничный мир Берендеева царства, наполненный разными событиями, и зарождающуюся драму, создающую угрозу безмятежной жизни берендеев.
Нестандартное представление о Снегурочке дают театральные эскизы Б.М.Немтинова для Хореографических миниатюр Л.Якобсона на музыку С.Прокофьева. Художник изображает Снегурочку с огромными синими глазами и обледеневшими ресницами. Необычен её наряд: прозрачное платье со снежинками, горловина которого обрамлена сосульками. Фееричен эскиз декорации с солнцем в виде разноцветных колец и лучей на чёрном фоне и рассыпавшимися по фону разноцветными снежинками. Постепенно Снегурочка теряет связь с пьесой Островского, её образ начинает самостоятельную жизнь. К формализации образа Снегурочки палешане имели прямое отношение. Тем не менее, в искусстве Палеха существует немало произведений, представляющих авторское понимание и переживание драмы сценических героев Островского, а также гимническое прославление гармонии мироздания.