Выставка «Палех и театр»
В Экспозиционно-выставочном центре ГМПИ работает выставка «Палех и театр». Театральное искусство следует считать важным фактором, повлиявшим в своё время на формирование палехской лаковой миниатюры. Среди театральных работ палешан преобладают спектакли музыкальные: оперные и балетные постановки. Это не случайно. Музыкальность, ритмичность палехских композиций, сродни танцевальной пластика фигур на палехских шкатулках позволяли непрофессиональным театральным декораторам удивительно точно понимать и воплощать задумки театральных режиссёров. Первой постановкой с палехскими декорациями должен был стать спектакль «Степан Разин» в Ленинградском этнографическом театре по мотивам песен о Степане Разине. В 1934 г. над эскизами работали И.И.Голиков, А.В.Котухин, И.В.Маркичев, И.И.Зубков, Н.М.Парилов, Т.П.Лятов. Большой опыт работы в театре получил П.Д.Баженов. Ему довелось воплощать идеи великого мастера, новатора в театральном деле А.Я.Таирова. Под руководством Таирова Павел Дмитриевич работал в Камерном театре над оперой-буффонадой «Богатыри» (автор либретто Д.Бедный). Палехские декорации и костюмы, созданные по эскизам палешан, восхищали не только зрителей, они получали высокую оценку профессионалов. Сталинской премии (впоследствии Государственной премии СССР) был удостоен Н.М.Парилов за театральные декорации для оперного спектакля «Золотой петушок» в Саратовском театре оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского.
Заметный вклад в историю как театрально-декорационного, так и палехского искусства внесли А.А.Котухина, А.С.Песков, В.М.Ходов, А.Н.Клипов, работая над эскизами костюмов и декораций для балетной труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Л.В.Якобсона. Ими было создано семь эскизов декораций и почти семьдесят эскизов костюмов. Премьера балета состоялась в 1971 г. в Ленинградском Государственном Академическом Малом театре оперы и балета (бывший Михайловский театр). Л.Якобсон в том же театре в 1967 г. поставил балет «Страна чудес». Тогда над декорациями работали Б.М.Немтинов и И.В.Ливанова. Их работа была отмечена дипломом и премией конкурса музыкальных спектаклей.
Плодотворным оказалось сотрудничество великого танцовщика XX века Махмуда Эсамбаева и палехских художников К.В. и Б.Н.Кукулиевых. В 1971 году по его просьбе Борис и Калерия создали эскизы костюмов для двух танцев: «Русского» и «Павлина». Эскизы демонстрируют не только красоту и богатство отделки костюмов, продуманность и отточенность каждой детали, но и магию самого танца, удивительную пластику и вживание в образ замечательного исполнителя. Костюмы точно по эскизам палешан были сшиты в мастерской Большого театра, и в них Махмуд Эсамбаев покорял мир своим танцевальным искусством.
Но было и обратное влияние: увлечение театральным искусством обогатило как тематику палехских произведений, так и стилистические приёмы палешан. Сценические постановки Большого театра, а именно опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», лежат в основе композиций «Три чуда» И.В.Маркичева (1934) и «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина 91934). Оба произведения стали этапными в развитии палехского искусства. Сценическое построение имеют композиции П.Л.Парилова, В.М.Салабанова, Д.М.Турина, С.Д.Солонина.
Показательно развитие творческого метода П.Д.Баженова. Его миниатюры после театральных опытов с А.Таировым демонстрируют совершенно иной уровень мастерства («Дюк Степанович», «Добрыня Никитич», « Журавль и Цапля»). В этих композициях заметен отход от традиционных иконописных приёмов.
Любимой у палешан стала пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Обращаются палехские художники к пьесам У.Шекспира, А.Пушкина, М.Горького.
На выставке экспонируется более 120 произведений лаковой миниатюры и театральных эскизов в исполнении палехских мастеров.