Государственный музей палехского искусства – один из немногих музеев Ивановский области, который активно и полноценно работал в годы Великой Отечественной войны. О непростом, но деятельном периоде в истории музея, рассказывают как многочисленные архивные материалы, хранящиеся в музейных фондах, в Государственном архиве Ивановской области, так и сами музейные экспонаты, пополнившие собрание ГМПИ в те трудные времена. Накануне войны директором музея был назначен Константин Иннокентьевич Померанцев (1884-1945), иркутский художник, основатель первой картинной галереи в Иркутске. Из писем К.И.Померанцева своим коллегам в Иркутск:
«Я только 11 августа прибыл в Палех, и теперь идёт сдача и приёмка мною музея». Письмо датировано 15 августа 1940 г.
Музей он принимал от временно исполняющего обязанности директора Василия Васильевича Шарапова, недавнего выпускника Палехского художественного училища. 18 июля 1941 г. научный сотрудник музея В.В.Шарапов был призван в ряды Красной Армии. С фронта он не вернулся, погиб 27 августа 1942 г.
26 июня 1941 г. райком ВКП (б) рекомендовал музею организовать выставку палехского искусства в Доме Культуры для тех, кто в эти дни призывался в армию. Приказы по музею в военное время были короткими и строгими. Вот, например, приказ № 39 от 8 июля 1941 г. «Встал вопрос о защите Родины от фашистской Германии, помощи в мобилизации на Отечественную войну. Музей перестраивает свою работу и делает реэкспозицию экспонатов музея с таким расчётом, чтобы она отражала героизм русского народа. Реэкспозицию произвести во всех комнатах».
Из письма К.И.Померанцева А.Д.Фатьянову, научному сотруднику Иркутского художественного музея от 2 октября 1941 г. :
«Вам я уже сообщал, что в музее остался один – как будет дальше, неизвестно. Перестроили ли или как перестраиваете музей на военный лад? Здесь сделали выставку на оборонную тему, в самом музее комнату сказок, былин и прочего тоже переделал на военную тему, имеющимися экспонатами и при содействии Товарищества художников. Но нового пока ничего нет».
Особенно Константин Иннокентьевич сожалел о невозможности приобретения работ П.Д.Баженова, погибшего 12 октября 1941 г.
Государственный музей палехского искусства был переведён на районный бюджет. Штат сокращён. Остались только директор, два смотрителя, сторож. Но уже в январе 1942 г. музей вновь финансируется из областного бюджета. Появляется возможность увеличения штата и даже закупки произведений. Об оживлении музейной деятельности сообщает в своих письмах в Иркутск и Померанцев.
«Я уже Вам писал, что в музее с 1-х дней устроена выставка на оборонную тему и теперь ещё ждёт пополнения 14-ю новыми вещами». И PS: Да! Совсем забыл. Музей палехского искусства этим летом имеет в виду «турнэ», может быть и к Вам, как и вообще по городам». Письмо датировано 3 января 1942г.
Среди новых приобретений были и скульптурные портреты палешан работы Н.В.Дыдыкина. В качестве дара от скульптора в музей в 1942 г. поступили два барельефа “Уборка урожая”. В 1943г. Николай Васильевич подарил икону “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.
Но главное – рисунки и миниатюра П.Д.Баженова, о которых так мечтал директор музея. Эти произведения и сегодня украшают экспозицию Музея лаковой миниатюры в Палехе.
Большие перемены произошли в музее в 1943 г. Было принято решение Совета Народных Комиссаров о переводе Государственного музея палехского искусства в сеть республиканских учреждений. Он стал называться Республиканским Государственным музеем народного изобразительного искусства. В связи с этим перед музеем были поставлены задачи заниматься пропагандой не только палехского искусства, но также искусства Холуя и Мстёры в масштабе РСФСР. Был повышен бюджет, улучшились условия работы сотрудников. Музею поставлена задача организовать несколько масштабных выставок, в том числе и передвижных по крупным городам России. Музей начинает активно формировать коллекцию лаковой миниатюры Холуя и Мстёры. Музей должен был издать каталог всего собрания и путеводитель. В 1943 г. коллекция музея пополнилась ещё 45 экспонатами. Среди них икона «Василий Блаженный» XVII в., приобретённая в Москве у сына В.М.Васнецова. По заказу музея А.А.Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П.Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П.Малинкиной шкатулка «Салют». Были также приобретены картины Андрея Корина, архивные материалы.
В 1943 году музейные сотрудники планируют новую реэкспозицию. В качестве консультанта к работе вновь привлекается первый директор музея Герман Васильевич Жидков. Он ставит задачу построить экспозицию по монографическому и хронологическому принципу. Однако наряду с витринами, посвящёнными творчеству отдельных мастеров, он призывает сохранить несколько тематических витрин, в том числе и посвящённых Великой Отечественной войне. Поэтому среди закупленных в Товариществе художников работ значительная доля композиций с военной тематикой.
Несмотря на то, что при музее действовала своя реставрационная мастерская, лучшие работы на реставрацию отправляются в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею. В Палехе реставрацией музейных икон в годы войны занимались опытные мастера Иван Васильевич Белоусов и Павел Львович Парилов.
Осенью 1944 года К.И.Померанцев передал дела Н.М.Зиновьеву, который руководил музеем до 1956 года.
В период 1944-1945 гг. в музее активизировалась собирательская деятельность. Сотрудники привезли значительное количество древних икон из окрестных закрытых и разрушенных храмов. Ценность поступивших экспонатов определял музейный художественный совет с привлечением специалистов по древнерусской живописи и знатоков иконного дела, коими являлись старейшие палехские художники, бывшие иконописцы. Научную и просветительскую деятельность музея по-прежнему консультировал Г.В.Жидков, приезжая в Палех. По заказу музея А.А.Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П.Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П.Малинкиной шкатулка «Салют».
Решал музей и сложные бытовые проблемы, к которым можно отнести, например, нехватку дровяных ресурсов для отопления музейных помещений. Коллектив музея собственными силами заготавливал дрова. Из отчёта ГМПИ за 1945 г.: «…всего повалено и напилено 50 кубометров дров».
Выставка отражает лишь отдельные сферы деятельности небольшого коллектива Государственного музея палехского искусства в трудные для всей страны времена.