Государственный музей Палехского искусства

Государственный музей палехского искусства – один из немногих музеев Ивановский области, который активно и полноценно работал в годы Великой Отечественной войны. О непростом, но деятельном периоде в истории музея, рассказывают как многочисленные архивные материалы, хранящиеся в музейных фондах, в Государственном архиве Ивановской области, так и сами музейные экспонаты, пополнившие собрание ГМПИ в те трудные времена. Накануне войны директором музея был назначен Константин Иннокентьевич Померанцев (1884-1945), иркутский художник, основатель первой картинной галереи в Иркутске. Из писем К.И.Померанцева своим коллегам в Иркутск:

«Я только 11 августа прибыл в Палех, и теперь идёт сдача и приёмка мною музея». Письмо датировано 15 августа 1940 г.

Константин Иннокентьевич Померанцев (1884 -1945). Иркутский художник, Основатель первой картинной галереи в Иркутске.
Директор Государственного музея палехского искусства в 1940-1944 гг.
Музей он принимал от временно исполняющего обязанности директора Василия Васильевича Шарапова, недавнего выпускника Палехского художественного училища. 18 июля 1941 г. научный сотрудник музея В.В.Шарапов был призван в ряды Красной Армии. С фронта он не вернулся, погиб 27 августа 1942 г.
26 июня 1941 г. райком ВКП (б) рекомендовал музею организовать выставку палехского искусства в Доме Культуры для тех, кто в эти дни призывался в армию. Приказы по музею в военное время были короткими и строгими. Вот, например, приказ № 39 от 8 июля 1941 г. «Встал вопрос о защите Родины от фашистской Германии, помощи в мобилизации на Отечественную войну. Музей перестраивает свою работу и делает реэкспозицию экспонатов музея с таким расчётом, чтобы она отражала героизм русского народа. Реэкспозицию произвести во всех комнатах».
Из письма К.И.Померанцева А.Д.Фатьянову, научному сотруднику Иркутского художественного музея от 2 октября 1941 г. :

«Вам я уже сообщал, что в музее остался один – как будет дальше, неизвестно. Перестроили ли или как перестраиваете музей на военный лад? Здесь сделали выставку на оборонную тему, в самом музее комнату сказок, былин и прочего тоже переделал на военную тему, имеющимися экспонатами и при содействии Товарищества художников. Но нового пока ничего нет».

Особенно Константин Иннокентьевич сожалел о невозможности приобретения работ П.Д.Баженова, погибшего 12 октября 1941 г.

Государственный музей палехского искусства был переведён на районный бюджет. Штат сокращён. Остались только директор, два смотрителя, сторож. Но уже в январе 1942 г. музей вновь финансируется из областного бюджета. Появляется возможность увеличения штата и даже закупки произведений. Об оживлении музейной деятельности сообщает в своих письмах в Иркутск и Померанцев.

«Я уже Вам писал, что в музее с 1-х дней устроена выставка на оборонную тему и теперь ещё ждёт пополнения 14-ю новыми вещами». И PS: Да! Совсем забыл. Музей палехского искусства этим летом имеет в виду «турнэ», может быть и к Вам, как и вообще по городам». Письмо датировано 3 января 1942г.

Василий Шарапов. Рисунок П.Д.Баженова. Государственный музей палехского искусства

 

 

Среди новых приобретений были и скульптурные портреты палешан работы Н.В.Дыдыкина. В качестве дара от скульптора в музей в 1942 г. поступили два барельефа “Уборка урожая”. В 1943г. Николай Васильевич подарил икону “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.


Но главное – рисунки и миниатюра П.Д.Баженова, о которых так мечтал директор музея. Эти произведения и сегодня украшают экспозицию Музея лаковой миниатюры в Палехе.

Большие перемены произошли в музее в 1943 г. Было принято решение Совета Народных Комиссаров о переводе Государственного музея палехского искусства в сеть республиканских учреждений. Он стал называться Республиканским Государственным музеем народного изобразительного искусства. В связи с этим перед музеем были поставлены задачи заниматься пропагандой не только палехского искусства, но также искусства Холуя и Мстёры в масштабе РСФСР. Был повышен бюджет, улучшились условия работы сотрудников. Музею поставлена задача организовать несколько масштабных выставок, в том числе и передвижных по крупным городам России. Музей начинает активно формировать коллекцию лаковой миниатюры Холуя и Мстёры. Музей должен был издать каталог всего собрания и путеводитель. В 1943 г. коллекция музея пополнилась ещё 45 экспонатами. Среди них икона «Василий Блаженный» XVII в., приобретённая в Москве у сына В.М.Васнецова. По заказу музея А.А.Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П.Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П.Малинкиной шкатулка «Салют». Были также приобретены картины Андрея Корина, архивные материалы.

 


В 1943 году музейные сотрудники планируют новую реэкспозицию. В качестве консультанта к работе вновь привлекается первый директор музея Герман Васильевич Жидков. Он ставит задачу построить экспозицию по монографическому и хронологическому принципу. Однако наряду с витринами, посвящёнными творчеству отдельных мастеров, он призывает сохранить несколько тематических витрин, в том числе и посвящённых Великой Отечественной войне. Поэтому среди закупленных в Товариществе художников работ значительная доля композиций с военной тематикой. 

Несмотря на то, что при музее действовала своя реставрационная мастерская, лучшие работы на реставрацию отправляются в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею. В Палехе реставрацией музейных икон в годы войны занимались опытные мастера Иван Васильевич Белоусов и Павел Львович Парилов.


Осенью 1944 года К.И.Померанцев передал дела Н.М.Зиновьеву, который руководил музеем до 1956 года.

В период 1944-1945 гг. в музее активизировалась собирательская деятельность. Сотрудники привезли значительное количество древних икон из окрестных закрытых и разрушенных храмов. Ценность поступивших экспонатов определял музейный художественный совет с привлечением специалистов по древнерусской живописи и знатоков иконного дела, коими являлись старейшие палехские художники, бывшие иконописцы. Научную и просветительскую деятельность музея по-прежнему консультировал Г.В.Жидков, приезжая в Палех. По заказу музея А.А.Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П.Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П.Малинкиной шкатулка «Салют».

Николай Михайлович Зиновьев (1888-1979)
народный художник СССР,
Герой Социалистического Труда,
лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Решал музей и сложные бытовые проблемы, к которым можно отнести, например, нехватку дровяных ресурсов для отопления музейных помещений. Коллектив музея собственными силами заготавливал дрова. Из отчёта ГМПИ за 1945 г.: «…всего повалено и напилено 50 кубометров дров».

Выставка отражает лишь отдельные сферы деятельности небольшого коллектива Государственного музея палехского искусства в трудные для всей страны времена.

 

x
Заказать экскурсию


Даю согласие на обработку моих персональных данных

pt src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.0.0/jquery.min.js" integrity="sha384-THPy051/pYDQGanwU6poAc/hOdQxjnOEXzbT+OuUAFqNqFjL+4IGLBgCJC3ZOShY" crossorigin="anonymous">