Государственный музей палехского искусства – один из немногих музеев Ивановский области, который активно и полноценно работал в годы Великой Отечественной войны. О непростом, но деятельном периоде в истории музея, рассказывают как многочисленные архивные материалы, хранящиеся в музейных фондах, в Государственном архиве Ивановской области, так и сами музейные экспонаты, пополнившие собрание ГМПИ в те трудные времена. Накануне войны директором музея был назначен Константин Иннокентьевич Померанцев (1884-1945), иркутский художник, основатель первой картинной галереи в Иркутске. Из писем К.И.Померанцева своим коллегам в Иркутск:
«Я только 11 августа прибыл в Палех, и теперь идёт сдача и приёмка мною музея». Письмо датировано 15 августа 1940 г.
Константин Иннокентьевич Померанцев (1884 -1945). Иркутский художник, Основатель первой картинной галереи в Иркутске. Директор Государственного музея палехского искусства в 1940-1944 гг.
Музей он принимал от временно исполняющего обязанности директора Василия Васильевича Шарапова, недавнего выпускника Палехского художественного училища. 18 июля 1941 г. научный сотрудник музея В.В.Шарапов был призван в ряды Красной Армии. С фронта он не вернулся, погиб 27 августа 1942 г.
26 июня 1941 г. райком ВКП (б) рекомендовал музею организовать выставку палехского искусства в Доме Культуры для тех, кто в эти дни призывался в армию. Приказы по музею в военное время были короткими и строгими. Вот, например, приказ № 39 от 8 июля 1941 г. «Встал вопрос о защите Родины от фашистской Германии, помощи в мобилизации на Отечественную войну. Музей перестраивает свою работу и делает реэкспозицию экспонатов музея с таким расчётом, чтобы она отражала героизм русского народа. Реэкспозицию произвести во всех комнатах».
Из письма К.И.Померанцева А.Д.Фатьянову, научному сотруднику Иркутского художественного музея от 2 октября 1941 г. :
«Вам я уже сообщал, что в музее остался один – как будет дальше, неизвестно. Перестроили ли или как перестраиваете музей на военный лад? Здесь сделали выставку на оборонную тему, в самом музее комнату сказок, былин и прочего тоже переделал на военную тему, имеющимися экспонатами и при содействии Товарищества художников. Но нового пока ничего нет».
Особенно Константин Иннокентьевич сожалел о невозможности приобретения работ П.Д.Баженова, погибшего 12 октября 1941 г.
Государственный музей палехского искусства был переведён на районный бюджет. Штат сокращён. Остались только директор, два смотрителя, сторож. Но уже в январе 1942 г. музей вновь финансируется из областного бюджета. Появляется возможность увеличения штата и даже закупки произведений. Об оживлении музейной деятельности сообщает в своих письмах в Иркутск и Померанцев.
«Я уже Вам писал, что в музее с 1-х дней устроена выставка на оборонную тему и теперь ещё ждёт пополнения 14-ю новыми вещами». И PS: Да! Совсем забыл. Музей палехского искусства этим летом имеет в виду «турнэ», может быть и к Вам, как и вообще по городам». Письмо датировано 3 января 1942г.
Василий Шарапов. Рисунок П.Д.Баженова. Государственный музей палехского искусства
Среди новых приобретений были и скульптурные портреты палешан работы Н.В.Дыдыкина. В качестве дара от скульптора в музей в 1942 г. поступили два барельефа “Уборка урожая”. В 1943г. Николай Васильевич подарил икону “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.
Дыдыкин Николай Васильевич (1894-1975), заслуженный деятель искусств РСФСР.
Баканов И.М. Бюст. 1942
Гипс тонированный, глина, лепка, в=39 см.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Дыдыкина Н.В. закупка
Дыдыкин Николай Васильевич (1894-1975), заслуженный деятель искусств РСФСР.
Баканов И.М. Бюст. 1942
Гипс тонированный, глина, лепка, в=38 см.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Дыдыкина Н.В. закупка
Дыдыкин Николай Васильевич (1894-1975), заслуженный деятель искусств РСФСР.
“Уборка урожая”.
Барельеф. 1942 г.
Гипс, отливка. 14,3х10,5 см.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1942 г. oт Дыдыкина Н.В. в дар
Дыдыкин Николай Васильевич (1894-1975), заслуженный деятель искусств РСФСР. «Уборка урожая». Барельеф. 1942 г.
Гипс, отливка. 14,3х10,5 см.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1942 г. oт Дыдыкина Н.В. закупка
«Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Икона. Палех. Последняя четверть XIX в.
Дерево, паволока, левкас, темпера, 44,6х37,2.
Происхождение: Из коллекции Н.В.Дыдыкина
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Дыдыкина Н.В. передача
Н.В. Дыдыкин (1894 – 1975) происходил из старинного палехского рода иконописцев Дыдыкиных.
В настоящее время в Палехе существует Музей-мастерская заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.В. Дыдыкина.
Но главное – рисунки и миниатюра П.Д.Баженова, о которых так мечтал директор музея. Эти произведения и сегодня украшают экспозицию Музея лаковой миниатюры в Палехе.
Баженов Павел Дмитриевич (1904-1941). “Дюк Степанович”. Шкатулка. Палех. 1941
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 11,9х19,9х4,4.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 12.07.1942 г. из Товарищества художников, закупка
Баженов Павел Дмитриевич (1904-1941). «Добрыня Никитич». Шкатулка. Палех. 1941
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 15.4х21.7х4.6.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1942г. из Товарищества художников, закупка
Баженов Павел Дмитриевич (1904-1941). Шкатулка. Журавль и цапля. 1941г.
Государственный музей палехского искусства.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 9.1х17х4.3.
Пост. в 1942г. из Товарищества художников, закупка
Баженов Павел Дмитриевич (1904-1941). Шкатулка. Марко. 1941 г.
Государственный музей палехского искусства.
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 11,7х19,7х4,5.
Пост. в 12.07.1942 г. из Товарищества художников, закупка
Вакуров Иван Петрович (1885-1968), народный художник РСФСР. «Купец Калашников». Шкатулка. Палех. 1941г.
Папье-маше, яичная темпера, лак, золото. 16.8х18.2х3.2.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1942г. из Товарищества художников, закупка
Вакуров Иван Петрович (1885-1968), народный художник РСФСР.
«На смерть поэта». Шкатулка. Палех. 1941г.
Папье-маше, яичная темпера, лак, золото. 19,5х26,7х4,7.
Пост. в 1942г. из Товарищества художников, закупка
Маркичев Иван Васильевич (1883-1955), народный художник РСФСР. «Охота на лису». Портсигар. 1942г.
Папье-маше, яичная темпера, лак, золото. 8х11.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1942г. из Товарищества художников, закупка
Пырин Михаил Семёнович (1874-1943). “У окна”. 1922 г.
Холст, масло. 50х41.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 05.08.1942 oт Пырина М.С. закупка
Пырин Михаил Семёнович (1874-1943). “Мать с ребёнком”. 1911 г. Россия
Холст, масло. 71х57.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 05.08.1942 oт Пырина М.С. закупка
Пырин Михаил Семёнович (1874-1943). “В лесу”. 1932 г.
Холст, масло. 33х50.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 05.08.1942 oт Пырина М.С. закупка
Большие перемены произошли в музее в 1943 г. Было принято решение Совета Народных Комиссаров о переводе Государственного музея палехского искусства в сеть республиканских учреждений. Он стал называться Республиканским Государственным музеем народного изобразительного искусства. В связи с этим перед музеем были поставлены задачи заниматься пропагандой не только палехского искусства, но также искусства Холуя и Мстёры в масштабе РСФСР. Был повышен бюджет, улучшились условия работы сотрудников. Музею поставлена задача организовать несколько масштабных выставок, в том числе и передвижных по крупным городам России. Музей начинает активно формировать коллекцию лаковой миниатюры Холуя и Мстёры. Музей должен был издать каталог всего собрания и путеводитель. В 1943 г. коллекция музея пополнилась ещё 45 экспонатами. Среди них икона «Василий Блаженный» XVII в., приобретённая в Москве у сына В.М.Васнецова. По заказу музея А.А.Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П.Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П.Малинкиной шкатулка «Салют». Были также приобретены картины Андрея Корина, архивные материалы.
Костерин Константин Васильевич (1899-1985). “Ермак”. Шкатулка. 1943г.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 18,3х23,1х4,7.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1942г. из Холуйской фабрики лаковой миниатюры, закупка
Пузанов Василий Дмитриевич (1892-1961). “Пропавшая грамота”. Шкатулка. 1944г.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 11,6х16,3х4,9. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1942г. из Холуйской фабрики лаковой миниатюры, закупка
Пашков Евгений Иванович (1920-2002). «Демон». Шкатулка. Палех. 1942 г.
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 26,9х19,7х7.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт автора, закупка
Котухин Александр Васильевич (1886-1961). “Сказка о рыбаке и рыбке”. Эскиз стенописи. 1937 г.
Бумага, темпера, миниатюрная живопись. 18,4х24,4. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт автора, закупка
Котухин Александр Васильевич (1886-1961). “Руслан и Людмила”. Эскиз стенописи. 1940 г.
Бумага, яичная темпера. 32х21. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943 oт Котухина А.В. закупка
Котухин Александр Васильевич (1886-1961). “Пушкин и няня”. Эскиз стенописи. 1940гг.
Бумага, яичная темпера. 21,5х30,1. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт автора, закупка
Баканов Иван Михайлович (1870-1936). “Бахчисарайский фонтан”. Шкатулка. 1930 г.
Папье-маше, яичная темпера, роспись творёным золотом, лак. 10,8х16,1х5,4.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943 г. oт Вихрева А.Е, закупка
Дыдыкин Аристарх Александрович (10.04.1874-16.02.1954). “Князь Серпуховский”. Шкатулка. 1943 г.
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 19,7х26,8х5,8.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943 г. из Товарищества художников, закупка
Дыдыкин Аристарх Александрович (10.04.1874-16.02.1954).
Детали композиции.
“Князь Серпуховский”. Шкатулка. 1943 г.
Дыдыкин Аристарх Александрович (10.04.1874-16.02.1954).
Детали композиции.
“Князь Серпуховский”. Шкатулка. 1943 г.
Дыдыкин Аристарх Александрович (10.04.1874-16.02.1954).
Детали композиции.
“Князь Серпуховский”. Шкатулка. 1943 г.
Дыдыкин Аристарх Александрович (10.04.1874-16.02.1954).
Детали композиции.
“Князь Серпуховский”. Шкатулка. 1943 г.
Правдин Николай Александрович (1893-1981). “Сцена у помещика”. Эскиз к миниатюре. 1940-е годы
Бумага, карандаш, акварель. 15,7х21,9. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Правдина Н.А. дар
Правдин Николай Александрович (1893-1981). “За грибами”. Эскиз к миниатюре. 1940-е г.
Бумага, карандаш, акварель. 16,9х8,7. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Правдина Н.А. дар
Правдин Николай Александрович (1893-1981). “Охотник”. Рисунок. 1940-е годы
Палех
Бумага, акварель, карандаш. 17х8,8. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт автора, дар
Правдин Николай Александрович (1893-1981). “Кому на Руси жить хорошо”. Эскиз к миниатюре. 1940-е г.
Бумага, карандаш. 15,6х21,6. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Правдина Н.А. дар
Правдин Николай Александрович (1893-1981). “Последний славянин”. Рисунок. 1940гг.
Бумага, карандаш. 13х19,2. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943 г. oт автора, дар
Буреев Григорий Константинович (1900-1972). “Отступление Наполеона из Москвы”. Шкатулка. 1943г.
Папье-маше, лак, яичная темпера. 13,9х19,8х4,6.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. из Товарищества художников, закупка
Корин Андрей Михайлович (1884-1948). Мартовский вечер. 1937 г.
Холст, масло. 54х73. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Корина Андрея Михайловича, закупка
Корин Андрей Михайлович (1884-1948). Тихая задумчивая осень. 1939 г. Палех
Холст, масло. 55х88. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Корина Андрея Михайловича, закупка
Корин Андрей Михайлович (1884-1948). Базар в Палехе. 1913 г. Палех
Холст, масло. 60х107,5. Прямоугольная.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943г. oт Корина Андрея Михайловича, закупка
Вакуров Николай Дмитриевич (1879-1952). «А.С. Пушкин». Портсигар. Палех. 1943 г.
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 12,7х9,7х2,1.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943 г. из Товарищества художников, закупка
Преподобный Дмитрий. XVII в. Икона.
Дерево, резьба, яичная темпера. 9.5х7.5.
Государственный музей палехского искусства
Происхождение: Из Крестовоздвиженского храма в Палехе
Пост. в 1943 г.
Святой Василий Блаженный. Икона. Первая половина XVII в. Москва
Дерево, левкас, яичная темпера, роспись творёным золотом. 114х48.
Государственный музей палехского искусства
Происхождение: Васнецова А.В. сына Виктора Михайловича Васнецова
Пост. в 1943г. oт Васнецова А.В. закупка
В 1943 году музейные сотрудники планируют новую реэкспозицию. В качестве консультанта к работе вновь привлекается первый директор музея Герман Васильевич Жидков. Он ставит задачу построить экспозицию по монографическому и хронологическому принципу. Однако наряду с витринами, посвящёнными творчеству отдельных мастеров, он призывает сохранить несколько тематических витрин, в том числе и посвящённых Великой Отечественной войне. Поэтому среди закупленных в Товариществе художников работ значительная доля композиций с военной тематикой.
Вихрев Николай Фёдорович (1909-1983). «На запад». Шкатулка. Палех. 1944г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак, миниатюрная живопись. 4.5х14х20.
Государственный музей палехского искусства
Малинкина Манефа Павловна (1918-1981). «Салют». Шкатулка. Палех. 1944 г.
Папье-маше, яичная темпера, золото, лак. 15,9х10,6х4,6.
Государственный музей палехского искусства
Каурцев Фёдор Александрович (1896-1963). “Партизаны”. Портсигар. 1943 г.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 9,7х12,5х2,3.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1943 г. из Товарищества художников, закупка
Вакуров Иван Петрович (1885-1968), народный художник РСФСР. «Народные мстители». Пластина. Палех. 1943 Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак, миниатюрная живопись н=0,5 д=12.
Государственный музей палехского искусства
Несмотря на то, что при музее действовала своя реставрационная мастерская, лучшие работы на реставрацию отправляются в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею. В Палехе реставрацией музейных икон в годы войны занимались опытные мастера Иван Васильевич Белоусов и Павел Львович Парилов.
Святой Николай Чудотворец. Икона. Первая половина XVII в. Поволжье.
Дерево, паволока, левкас, яичная темпера, роспись творёным золотом. 29х26.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1936г. из Крестовоздвиженского храма в Палехе, передача
Не рыдай мене, Мати. Автор: Балякин И. 1769 г. Палех
Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 36,5х31.
Государственный музей палехского искусства
Происхождение: Из Крестовоздвиженского храма в Палехе
Пост. в 1936г. передача
Деисус. Икона. XVI в.
Дерево, паволока, левкас, яичная темпера, роспись творёным золотом. 31,4х27,4.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1936г.
Осенью 1944 года К.И.Померанцев передал дела Н.М.Зиновьеву, который руководил музеем до 1956 года.
В период 1944-1945 гг. в музее активизировалась собирательская деятельность. Сотрудники привезли значительное количество древних икон из окрестных закрытых и разрушенных храмов. Ценность поступивших экспонатов определял музейный художественный совет с привлечением специалистов по древнерусской живописи и знатоков иконного дела, коими являлись старейшие палехские художники, бывшие иконописцы. Научную и просветительскую деятельность музея по-прежнему консультировал Г.В.Жидков, приезжая в Палех. По заказу музея А.А.Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П.Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П.Малинкиной шкатулка «Салют».
Николай Михайлович Зиновьев (1888-1979) народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Решал музей и сложные бытовые проблемы, к которым можно отнести, например, нехватку дровяных ресурсов для отопления музейных помещений. Коллектив музея собственными силами заготавливал дрова. Из отчёта ГМПИ за 1945 г.: «…всего повалено и напилено 50 кубометров дров».
Буреев Григорий Константинович (1900-1972). “У лукоморья дуб зелёный”. Шкатулка. 1944 г.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 9,9х12,6х2,3.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944 г. из Товарищества художников, закупка
Парилов Николай Михайлович (28.02.1891-16.03.1962). “Въезд Пугачёва в город Алатырь”. Шкатулка. 1943 г.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 18,3х23,2х4,7.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1936г. из Товарищества художников, закупка
Солонин Василий Дмитриевич (12.02.1904-19.09.1983). “Генерал Топтыгин”. Нож. 1944 г.
Папье-маше, лак, темпера (твореное золото и алюминий), миниатюрная живопись. 0,5х26,5х4,5(3,5).
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. из Товарищества художников, закупка
Буреев Григорий Константинович (1900-1972). “Сказка о рыбаке и рыбке”. Шкатулка. 1944 г.
Папье-маше, яичная темпера, лак. 8,5х13х3,7.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944 г. из Товарищества художников, закупка
Ватагин Алексей Иванович (22.02.1881-04.11.1947). “Прощание Ярославны”. Портсигар. 1944 г.
Папье-маше, лак, темпера (твореное золото,алюминий), миниатюрная живопись. 10х12,6х2,3.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. из Товарищества художников, закупка
Дыдыкин Аристарх Александрович (10.04.1874-16.02.1954). “Митинг”. Шкатулка. 1933 г.
Папье-маше, лак, сусальное золото, яичная темпера. 13,9х19,9х7.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. oт Вихрева Н.Ф. закупка
Клюшкина Фаина Ивановна (1919 г.р.). «Мороз красный нос». Шкатулка. Палех. 1944 г.
Папье-маше, яичная темпера, золото, алюминий, лак, миниатюрная живопись. 14х20х4,8.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. из Товарищества художников, закупка
Вакуров Иван Петрович (1885-1968). “Василиса Прекрасная”. Портсигар. 1944 г.
Папье-маше, лак, темпера (твореное золото и алюминий), миниатюрная живопись. 10,8х8х2,4.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. из Товарищества художников, закупка
Вакуров Иван Петрович (1885-1968). “Морская царевна”. Шкатулка. 1944 г.
Папье-маше, лак, яичная темпера. 19,6х13,6х4,7.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. oт Автора, закупка
Вакуров Иван Петрович (1885-1968). Народный художник РСФСР. «Лиса и журавль». Шкатулка. Палех. 1944г.
Папье-маше, яичная темпера, золото, алюминий, лак. 11х16х5.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944г. oт Вакурова И.П. закупка
Вакуров Николай Дмитриевич (1879-1952). «Портрет Суворова». Пластина. Палех. 1944г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак, миниатюрная живопись. 26,2х20,1х0,6.
Государственный музей палехского искусства
Пост. в 1944 г. из Товарищества художников, закупка
Выставка отражает лишь отдельные сферы деятельности небольшого коллектива Государственного музея палехского искусства в трудные для всей страны времена.