Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь Палеха как художественного центра и внесла значительные коррективы в развитие палехского искусства. Для «Товарищества художников Палеха» настали трудные времена. Все договоры были нарушены, экспортные поставки прекращены. Палех больше не сулил экономической выгоды. Многие художники мобилизованы в армию или на трудовой фронт. Согласно книге «Мы помним», (Книга создана в единственном экземпляре учащимися Палехского художественного училища на основе сведений, предоставленных Палехским военным комиссариатом, Государственным музеем палехского искусства, Палехским отделением ВТОО «Союз художников России», воспоминаний участников войны, их родных и близких.) 75 человек ушли на фронт, многие из них не вернулись. В первый день войны погиб Георгий Голиков – сын одного из основоположников палехского искусства Ивана Ивановича Голикова, в октябре 1941 года его талантливейший ученик Павел Баженов. Непростым было решение о ликвидации Товарищества (так поступили с художественными артелями в Холуе и Мстёре). Возглавлявший в это время Товарищество художников Палеха И.В.Маркичев сумел сохранить основу коллектива. Старые мастера, входившие в состав правления, решили продолжать работу.Уже в начале 1942 года искусство Палеха вновь оказалось востребованным. В январе к работе приступили 15 художников, было открыто подсобное производство.Одним из основных заказчиков палехской миниатюры в годы войны становится «Всекохудожник». Из автобиографии Буреева Григория Константиновича: «В начале Великой Отечественной войны, когда Товарищество прекратило работу и все художники разошлись, я поступил бойцом палехской пожарной команды. Но как только в начале 1942 года товарищество стало восстанавливаться, я решил перейти в товарищество, но меня не пускали, и только по решению Ивановского облисполкома на основании постановления СНК РСФСР о возврате мастеров народного искусства мне удалось попасть в товарищество художников…»
Вакуров Иван Петрович (1885-1968). Пластина “Народные мстители”. 1943 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. н=0,5 д=12.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1944г. oт автора.
Маркичев Иван Васильевич (1883-1955). Портсигар “В освобождённом селении”. 1942 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 9х10х2.
И. Маркичев Палех 1942 г.
Государственный музей палехского искусства.
Поступил в 1942 г. от Товарищества художников Палеха.
Котухин Александр Васильевич (1886-1961). Шкатулка “В освобождённом селе”. 1949г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 19,8х27,1х4,8.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Зиновьев Николай Михайлович (20.05.1888-4.07.1979). Шкатулка “Форсирование Днепра”. 1949 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 19х23,3х6,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1952 г. от Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР.
Правдин Николай Александрович (1893-1981). Пластина “Портрет И.В. Сталина”. 1951 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 37х29.8.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1952г. от Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР.
Серебряков Иван Григорьевич (1885-1947). Пластина “Портрет Сталина”. 1946 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 18х13.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1935г. от Товарищества художников.
Серебряков Иван Григорьевич (1885-1947). Портсигар “Портрет Г.К. Жукова”. 1945 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 12,7х8,3х2,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступил в 14.09.1962 г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Каурцев Фёдор Александрович (1896-1963). Портсигар “Партизаны”. 1943 г. Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 9,7х12,5х2,3. Государственный музей палехского искусства. Поступил в 1943 г. от Товарищества художников.
Буреев Григорий Константинович (1900-1972). Шкатулка “В атаку”. 1948 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20,3х27х10,4.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Вихрев Николай Фёдорович (1909-1983). Шкатулка «На запад». Палех. 1944г. Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 4.5х14х20. Государственный музей палехского искусства.
Вихрев Николай Фёдорович (1909-1983). Шкатулка “Смерть немецким захватчикам”. 1945 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 15,7х22х8.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Вихрев Николай Фёдорович (1909-1983). Шкатулка “Зоя Космодемьянская”. 1946г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 18х13х4.5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1946г. от Товарищества художников.
Вихрев Николай Фёдорович (1909-1983). Шкатулка “Новый порядок в Европе”. 1943г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 23х18,5х4,3.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Першин Иван Александрович (1889-1972). Шкатулка “Соколы Кубани”. 1947 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 19,7х27х5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Котухина Анна Александровна (1915-2007). Перчаточница “Атака”. 1944г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 3х25х9.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1944г. от Товарищества художников.
Котухина Анна Александровна (1915-2007). Тарелка “Народные мстители. Отечественная война”. 1948г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. д=26.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Котухина Анна Александровна (1915-2007). Шкатулка “Народные мстители”. 1948г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 13,7х19,7х4,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
По заданию «Всекохудожника» палешане пишут работы на Всесоюзные выставки. Палехские художники приняли участие во многих крупнейших выставках военного времени: «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл» ноябрь 1943- октябрь 1944, «Кустарно-художественные ремёсла», «Русские художественные лаки», «Наша Родина непобедима», «Победа» 1945 и др. За свои работы палехские мастера неизменно получали награды. В 1945 году коллектив палехских художников насчитывал 60 человек. Многие из них награждены медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне, что отражает значимость вклада палешан в дело Великой Победы.
Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на историческую тему. Но не редкостью были сюжеты, представляющие образы героических современников. Фронтовые сводки, газетные публикации, рассказывающие о подвигах советских людей, военных операциях, вдохновляли палешан на создание оригинальных композиций, имевшихмощное эмоциональное звучание. Произведения, вкоторых уникальным изобразительным языком палехской миниатюры повествовалось о героике и тяготах войны, особо были востребованы в первые послевоенные годы. Немало работ на военную тему было создано представителями старшего поколения палехских мастеров – И.В.Маркичевым, А.В.Котухиным, И.П.Вакуровым, Н.М.Зиновьвым, которые в силу возраста не были призваны в ряды Красной Армии.
К началу 1940-х годов после окончания Палехского художественного училища в Товарищество пришли работать Т.И.Зубкова, А.А.Котухина, Ф.И.Клюшкина, А.П.Хохлова, И.А.Челышев, П.Ф.Чалунин, А.В.Борунов и др. Молодые мужчины вскоре ушли на фронт, возвращались в коллектив после ранений. Прошедшие через войну, они стремились с максимальной достоверностью и убедительностью рассказать о пережитом, поведать о том, чему стали свидетелями. Однако творчески преобразовать реальный факт в поэтический образ у них не всегда получалось. Из воспоминаний А.М.Куркина: « В апреле месяце 1941 г. я был призван в ряды РККА. Через два месяца началась Отечественная война, на всём её протяжении я был её участником. Испытал горечь отступления и радость победоносного наступления. Героизм приобрёл новое понятие. Закрыть своим телом амбразуру вражеского дота, врезаться в стан врагов на горящем самолёте, не проронить ни слова под смертельными пытками гестапо – такие поступки, среди многих других, – стали мерилом в определении героизма. Долг каждого советского художника был в том, чтобы в своих работах запечатлеть героические подвиги. Демобилизовавшись, я вернулся снова в Палех. Нового здесь было очень много. Ещё на фронте задумал я написать миниатюру на тему «Подвиг Александра Матросова» и к решению этой темы я приступил в 1947 г. Моё желание было – как можно ярче и правдивее выразить бессмертный подвиг Саши, чтобы образ его был как можно более обаятельный, запомнился бы зрителю надолго. Но большой перерыв в работе сказывался, не хватало мастерства выразить свои чувства».
Чалунин Павел Федорович. Родился в декабре 1918 г в д. Иваньково, Пестяковского района Ивановской области в семье крестьянина.
После окончания сельской школы поступил в Шуйскую школу ФЗО.
В 1935 г. поступил в Палехское художественное училище им. М. Горького. В 1940 г. окончил учебу в училище, руководитель дипломной работы – Зиновьев Н.М. Устроился на работу в «Товарищество художников Палеха».
После ранений и лечения (последствия ранения: сильные головные боли, руки не слушались, ухудшилось зрение) возвратился в Палех и восстановился как художник.
С 1956 г.- член Союза художников СССР.
С 1974г.- заслуженный художник РСФСР.
Умер в феврале 1980 г.
Терехин Александр Васильевич. Родился 21 августа 1916 года в д. Подолино Палехского района Ивановской области (бывший Вязниковский уезд Владимирской губернии). Окончил семилетку в д. Понькино.
В 1935г. окончил профтехшколу при “Артели древней живописи”. Член “Артели древней живописи”, затем работал на Дулевском фарфоровом заводе.
1938-1945гг. – служба в РККА и участие в Великой Отечественной войне.
Умер в 1991 году в д. Дягилево Палехского района.
Куркин Александр Михайлович. Родился 24 ноября 1916 года в Ростовской области, хутор Сибилево, Тарасовский с/совет.
Окончил семилетку, учился в ФЗУ на слесаря по ремонту паровозов.
1935 – 1940 г.г. – учеба в Палехском художественном училище им. М. Горького. Получил диплом с отличием.
С апреля 1941 по ноябрь 1945 г.г. – служба в РККА и участие в Великой Отечественной войне.
С 1950 г. член Союза художников СССР.
Умер 27 июля 2003 г.
Голиков Николай Иванович. Родился 26 декабря 1924 г. в семье известного художника И. И. Голикова. Учеба сначала в начальной школе, затем в средней, (из 8-го класса пришлось уйти: нечем было платить).
1940-1941 г. – фабрично-заводское ученичество, учился на слесаря-инструментальщика на Майдаковском литейно-механическом заводе.
До осени 1941 г. работал на Майдаковском заводе на обработке корпусов снарядов. Два раза хотел пойти добровольцем на фронт, но оба раза возвращали из г. Иваново назад по молодости лет.
До 1950 г. – служба в армии
1954 г. – окончил Палехское художественное училище им. М Горького.
С 1961 г.- член Союза художников СССР.
С 1967 г. – заслуженный художник РСФСР.
С 1974 г.- народный художник РСФСР.
Мельников Григорий Михаилович. Родился в 1916 году.
1933 – 1938 г.г. – учеба в Палехском художественном училище.
С 1938 г. – работал в Палехском «Товариществе» художников.
Был на военной службе с 1938 по 1946 г.г.
С 1950 г.- член Союза художников СССР.
1954 – 1970 г.г. – председатель правления Палехской организации Союза художников.
1963 г. – заслуженный художник РСФСР
1970 – 1976 г.г. – директор ГМПИ.
1976 г. – народный художник РСФСР.
Умер в 1994 году.
Ковалев Алексей Викторович. Родился 17 марта 1915 г. в д. Глушицы Южского района Ивановской области. Семьей переехали в д. Галицы Пороховецкого района Горьковской области. По окончании 7-ми классов школы поступил в ФЗО в г. Горьком, получил специальность помощника машиниста паровоза. Несколько лет проработал по специальности, потом поступил учиться в Палехское художественное училище.
Октябрь 1939 г. – взят на службу в армию
1953 г. – член Союза художников СССР.
1966 – 1975 г.г. – преподавал спецдисциплины в Палехском художественном училище им. М. Горького.
1974 г. – заслуженный художник РСФСР
1975 г. – вышел на пенсию.
Умер 18 января 2000 г.
Чёлышев И.А.
Парамонов Владимир Аркадьевич. Родился 19 июля 1919 г. в деревне Зубиха Осиновецкого сельсовета Палехского района Ивановской области.
С 1927 – 1931 г.г учился в школе первой ступени в д. Теплово Палехского района.
1931 г. – поступил в неполную среднюю школу в с. Майдаково, в 1934 г. – окончил школу.
В 1939 г. – окончил Палехское художественное училище им. Горького.
1945 г. – поступил на работу в Палехское «Товарищество» художником, где работал до 17 января 1968 г.
с 1953 г. – член Союза художников СССР.
с 1968 по 1978 г. г. – поступил на работу в Государственный музей Палехского искусства на должность реставратора.
1977 – 1978 г.г. – преподавал в Палехском художественном училище им. М. Горького.
Зайцев Александр Васильевич. Родился в 1918 году. Окончил Палехское художественное училище в 1939 году.
В 1939 г. отправлен на обучение в Тамбовское кавалерийское училище.
Работал в Палехских художественно-производственных мастерских. В 50-60 – е гг. уехал из Палеха.
Зайцев Алексей Иванович. Родился в 1921 г в д. Бабино Лухского района Ивановской области. Учился в Палехском художественном училище у И.П. Вакурова, закончил обучение в 1947 г. Работал в Палехских художественно-производственных мастерских.
Борунов Александр Васильевич. Родился 30 августа 1920 г. в д. Тимофеевка Шуйского района Ивановской области. Окончил семилетку в с. Дунилово.
1935 – 1940 г.г. – учеба в Палехском художественном училище. С 15 июля 1940 г. работал в «Товариществе» художников Палеха в качестве художника миниатюрной живописи.
Ноябрь 1940 – 1945 г.г. – служба в РККА.
С 1950 г. – член Союза художников СССР.
С 1956 г. – преподаватель в Палехском художественном училище им. М. Горького.
В 1968 г. избирался делегатом от художников Палеха на 111 съезд художников СССР и 11 съезд РСФСР.
1974 г. – заслуженный художник РСФСР.
Умер в 1994 году.
Зайцев Александр Васильевич (1918-2001). Шкатулка “Атаман Кашица”. 1948 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20х27.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962 г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Мельников Григорий Михайлович (25.01.1916-12.01.1994). Шкатулка “Стоять насмерть”. 1947 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20х27х7,7.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Чалунин Павел Федорович (1918-1980). Шкатулка “Алексей Маресьев”. 1948 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 19,5х26,7х6.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Куркин Александр Михайлович (1916-2003 г.). Шкатулка “Александр Матросов”. 1947 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20х27х5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Ковалёв Алексей Викторович (17.03.1915-2000). Шкатулка “Александр Матросов”. 1948 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 19,8х24х9.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Терёхин Александр Васильевич (1916-1992). Шкатулка “Прорыв”. 1948 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20,2х27,4х6,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Чёлышев Иван Александрович (1918-1973). Шкатулка “Атака”. 1942г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 10х16,1х4,6.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1942г. от Товарищества художников.
Чёлышев Иван Александрович (1918-1973). Шкатулка “В землянке”. 1947г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 19,6х27х7,6.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Чёлышев Иван Александрович (1918-1973). Шкатулка “Русские женщины в Отечественной войне”. 1942 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 18,5х23х4,4.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Голиков Николай Иванович (26.12.1924-20.02.2011). Шкатулка “Великая Отечественная война”. 1975 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 17,2х24,2х5,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1978г. от Министерства культуры РСФСР.
Буторин Александр Николаевич (1901-1959). Шкатулка “Партизаны”. 1947г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20,2х23,3х9.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Борунов Александр Васильевич (30.08.1920-21.08.1994). Портсигар “Бой на батарее”. 1968 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 8х10,5х2.
Государственный музей палехского искусства.
Поступил в 1994 г. oт автора.
Парамонов Владимир Аркадьевич (1919-2014). Ларец “Партизаны в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.” 1957 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 13,5х19х10.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1959г. от Министерства культуры РФ.
Парамонов Владимир Аркадьевич (1919-2014). Ларец “Партизаны в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.” 1957 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 13,5х19х10.
Государственный музей Палехского искусства.
Поступила в 1959г. от Министерства культуры РФ.
Парамонов Владимир Аркадьевич (1919-2014). Ларец “Партизаны в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.” 1957 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 13,5х19х10.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1959г. от Министерства культуры РФ.
Парамонов Владимир Аркадьевич (1919-2014). Ларец “Партизаны в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.” 1957 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 13,5х19х10.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1959г. от Министерства культуры РФ.
Парамонов Владимир Аркадьевич (1919-2014). Ларец “Партизаны в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.” 1957 г. Композиция на крышке.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 13,5х19х10.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1959г. от Министерства культуры РФ.
Зайцев Алексей Иванович (1921-2001). Ларец “Во имя будущего”. 1952 г. Композиция на крышке.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 21,8х25,6х14,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Зайцев Алексей Иванович (1921-2001). Ларец “Во имя будущего”. 1952 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 21,8х25,6х14,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Зайцев Алексей Иванович (1921-2001). Ларец “Во имя будущего”. 1952 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 21,8х25,6х14,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Зайцев Алексей Иванович (1921-2001). Ларец “Во имя будущего”. 1952 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 21,8х25,6х14,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Зайцев Алексей Иванович (1921-2001). Ларец “Во имя будущего”. 1952 г. Композиция на одной из сторон кузовка.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 21,8х25,6х14,5.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Масштабность тем, значительность образов в палехском искусстве не подразумевают больших изобразительных плоскостей. Убедительно воздействует на зрителя, как и в иконе, пластика фигур, выразительность силуэтов, жестов. Апофеозом победы над фашизмом звучит миниатюра И.П. Вакурова «Победа» 1945 г. Художник выбрал свой, отличный от многих палешан, путь. Вместо реалистической направленности, внешнего правдоподобия в раскрытии сюжета его художественные приёмы имеют символическое звучание. Отсюда – повышенное напряжение цвета, отточенная графика. В центре шкатулки на фоне яркой звезды ( в иконописи Славы) изображена фигура женщины в лавровом венке с мечом и щитом в руках. Внизу поверженный змей – символ победы над фашистской Германией. К теме победы в Великой войне обращались и другие художники Палеха. В композиции Манефы Малинкиной «Салют» 1944 г., где солдаты ещё стремительно идут в атаку, уже есть предчувствие победы, выраженное жизнеутверждающими огнями салюта. Этот образ встречается во многих произведениях палешан.
Малинкина Манефа Павловна (1918-1981). Шкатулка “Салют”. 1944 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 15,9х10,6х4,6.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1944г. oт автора.
Буторин Дмитрий Николаевич (22.10.1891-8.06.1960). Шкатулка “Слава Москве”. 1947г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 16х20х7.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Вакуров Иван Петрович (1885-1968). Шкатулка “Победа”. 1945 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 26,8х19,2х8.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Маркичев Иван Васильевич (1883-1955). Шкатулка “Слава победителям”. 1948 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 20х24х10.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
К теме Великой Отечественной войны обращались представители всех поколений палехских мастеров, в том числе и те художники, которые не были знакомы с ужасами войны. Чем дальше во времени от военных событий , тем больше в искусстве Палеха работ символического или песенно-лирического характера.
Синицын Анатолий Александрович (1930 г.р.). Декоративная тарелка “Ни шагу назад”. 1958 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. д=22.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1960г. от Палехских художественно-производственных мастерских.
Парамонов Владимир Аркадьевич (1919-2014). Шкатулка “Встреча героя”. 1954 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 14х20х7,8.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Андрианов Константин Александрович (1932 г.р.). Панно “Незабываемое”. 1967.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 35х45,2х0,7.
Государственный музей палехского искусства.
Поступило в 1968 г. от Дирекции художественных фондов проектирования памятников.
Каурцев Фёдор Александрович (1896-1963). Шкатулка “Василий Тёркин”. 1948г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 16,5х22,8х10.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Хохлова Вера Ивановна (1930-2005). Шкатулка “В землянке”. 1975 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 10,7х7,2х2,3.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1976г. oт автора.
Булдаков Владимир Васильевич (1951 г.р.). Пластина “Соловьи”. 2005 г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 24х17.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 2005г. oт автора.
Котухин Александр Васильевич (1886-1961). Шкатулка “В лесу прифронтовом”. 1948г.
Папье-маше, яичная темпера, творенное сусальное золото, алюминий, лак. 16х22,5х6.
Государственный музей палехского искусства.
Поступила в 1962г. от Дирекции выставок художественного фонда СССР.
Память о Великой Победе сегодня является одним из главных скрепов нашего общества. Палешане внесли значительный вклад в создание яркого, эмоционального художественного образа той эпохи, что имеет важное значение в нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании молодёжи.