Государственный музей Палехского искусства

 

Великая Отечественная война в искусстве Палеха

Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь Палеха как художественного центра и внесла значительные коррективы в развитие палехского искусства. Для «Товарищества художников Палеха» настали трудные времена. Все договоры были нарушены, экспортные поставки прекращены. Палех больше не сулил экономической выгоды. Многие художники мобилизованы в армию или на трудовой фронт. Согласно книге «Мы помним», (Книга создана в единственном экземпляре учащимися Палехского художественного училища на основе сведений, предоставленных Палехским военным комиссариатом, Государственным музеем палехского искусства, Палехским отделением ВТОО «Союз художников России», воспоминаний участников войны, их родных и близких.) 75 человек ушли на фронт, многие из них не вернулись. В первый день войны погиб Георгий Голиков – сын одного из основоположников палехского искусства Ивана Ивановича Голикова, в октябре 1941 года его талантливейший ученик Павел Баженов. Непростым было решение о ликвидации Товарищества (так поступили с художественными артелями в Холуе и Мстёре). Возглавлявший в это время Товарищество художников Палеха И.В.Маркичев сумел сохранить основу коллектива. Старые мастера, входившие в состав правления, решили продолжать работу. Уже в начале 1942 года искусство Палеха вновь оказалось востребованным. В январе к работе приступили 15 художников, было открыто подсобное производство. Одним из основных заказчиков палехской миниатюры в годы войны становится «Всекохудожник». Из автобиографии Буреева Григория Константиновича: «В начале Великой Отечественной войны, когда Товарищество прекратило работу и все художники разошлись, я поступил бойцом палехской пожарной команды. Но как только в начале 1942 года товарищество стало восстанавливаться, я решил перейти в товарищество, но меня не пускали, и только по решению Ивановского облисполкома на основании постановления СНК РСФСР о возврате мастеров народного искусства мне удалось попасть в товарищество художников…»

По заданию «Всекохудожника» палешане пишут работы на Всесоюзные выставки. Палехские художники приняли участие во многих крупнейших выставках военного времени: «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл» ноябрь 1943- октябрь 1944, «Кустарно-художественные ремёсла», «Русские художественные лаки», «Наша Родина непобедима», «Победа» 1945 и др. За свои работы палехские мастера неизменно получали награды. В 1945 году коллектив палехских художников насчитывал 60 человек. Многие из них награждены медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне, что отражает значимость вклада палешан в дело Великой Победы.

Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на историческую тему. Но не редкостью были сюжеты, представляющие образы героических современников. Фронтовые сводки, газетные публикации, рассказывающие о подвигах советских людей, военных операциях, вдохновляли палешан на создание оригинальных композиций, имевших мощное эмоциональное звучание. Произведения, в которых уникальным изобразительным языком палехской миниатюры повествовалось о героике и тяготах войны, особо были востребованы в первые послевоенные годы. Немало работ на военную тему было создано представителями старшего поколения палехских мастеров – И.В.Маркичевым, А.В.Котухиным, И.П.Вакуровым, Н.М.Зиновьвым, которые в силу возраста не были призваны в ряды Красной Армии.

К началу 1940-х годов после окончания Палехского художественного училища в Товарищество пришли работать Т.И.Зубкова, А.А.Котухина, Ф.И.Клюшкина, А.П.Хохлова, И.А.Челышев, П.Ф.Чалунин, А.В.Борунов и др. Молодые мужчины вскоре ушли на фронт, возвращались в коллектив после ранений. Прошедшие через войну, они стремились с максимальной достоверностью и убедительностью рассказать о пережитом, поведать о том, чему стали свидетелями. Однако творчески преобразовать реальный факт в поэтический образ у них не всегда получалось. Из воспоминаний А.М.Куркина: « В апреле месяце 1941 г. я был призван в ряды РККА. Через два месяца началась Отечественная война, на всём её протяжении я был её участником. Испытал горечь отступления и радость победоносного наступления. Героизм приобрёл новое понятие. Закрыть своим телом амбразуру вражеского дота, врезаться в стан врагов на горящем самолёте, не проронить ни слова под смертельными пытками гестапо – такие поступки, среди многих других, – стали мерилом в определении героизма. Долг каждого советского художника был в том, чтобы в своих работах запечатлеть героические подвиги. Демобилизовавшись, я вернулся снова в Палех. Нового здесь было очень много. Ещё на фронте задумал я написать миниатюру на тему «Подвиг Александра Матросова» и к решению этой темы я приступил в 1947 г. Моё желание было – как можно ярче и правдивее выразить бессмертный подвиг Саши, чтобы образ его был как можно более обаятельный, запомнился бы зрителю надолго. Но большой перерыв в работе сказывался, не хватало мастерства выразить свои чувства».



Масштабность тем, значительность образов в палехском искусстве не подразумевают больших изобразительных плоскостей. Убедительно воздействует на зрителя, как и в иконе, пластика фигур, выразительность силуэтов, жестов. Апофеозом победы над фашизмом звучит миниатюра И.П. Вакурова «Победа» 1945 г. Художник выбрал свой, отличный от многих палешан, путь. Вместо реалистической направленности, внешнего правдоподобия в раскрытии сюжета его художественные приёмы имеют символическое звучание. Отсюда – повышенное напряжение цвета, отточенная графика. В центре шкатулки на фоне яркой звезды ( в иконописи Славы) изображена фигура женщины в лавровом венке с мечом и щитом в руках. Внизу поверженный змей – символ победы над фашистской Германией. К теме победы в Великой войне обращались и другие художники Палеха. В композиции Манефы Малинкиной «Салют» 1944 г., где солдаты ещё стремительно идут в атаку, уже есть предчувствие победы, выраженное жизнеутверждающими огнями салюта. Этот образ встречается во многих произведениях палешан.

К теме Великой Отечественной войны обращались представители всех поколений палехских мастеров, в том числе и те художники, которые не были знакомы с ужасами войны. Чем дальше во времени от военных событий , тем больше в искусстве Палеха работ сиволического или песенно-лирического характера.

Память о Великой Победе сегодня является одним из главных скрепов нашего общества. Палешане внесли значительный вклад в создание яркого, эмоционального художественного образа той эпохи, что имеет важное значение в нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании молодёжи.

 

x
Заказать экскурсию


Даю согласие на обработку моих персональных данных