Палех! Кусочек милой нам России, древней и прекрасной земли! Село легенд, преданий, сказок… Сколько талантливых людей из народа прославили наш край!
Одним из таких самородков был Капитон Иванович Воробьев, по прозвищу Акакий. В данном альбоме представлены его бумажные вырезки, выполненные в 1900-1930-е гг. и хранящиеся ныне в собрании Государственного музея палехского искусства.
Печально сложилась судьба К. И. Воробьева. Родился он в 60-х годах прошлого столетия в деревне Тепляково возле села Афанасьевское Шуйского уезда Владимирской губернии. Мать его, вдова А. Мулина, подбросила младенца в деревню Плешково. Нашел, усыновил и воспитал подкидыша доброй души крестьянин Иван Данилович Воробьев. Хромой мальчик рос не приспособленным к сельским работам, поэтому приемный отец вынужден был отдать пятнадцатилетнего Капитона обучаться овчинному делу. От побоев хозяина и насмешек подмастерьев убогий Акакий стал замкнутым и нелюдимым. А после смерти отца лишился, к тому же, дома и земли.
С той поры всю жизнь этот бездомный одинокий странник, никогда не знавший любви и не имевший семьи, с котомкой за плечами бродил по деревням и селам. Бывал во Владимире и Суздале, Муроме и Шуе, Палехе, Холуе, Мстере… По найму выделывал и дубил овчины, зарабатывая на кусок хлеба. А в минуты отдыха и печали вырезал все, что ему нравилось, из листов ученических тетрадей, на которых до сих пор хорошо сохранились чернила, из бланков квитанций и телеграмм, а иногда из белых, желтых, голубых, зеленых, фиолетовых, красных тончайших бумажек.
Каких только вырезок в коллекции нет! Архитектурные здания сложных конструкций, с колоннами, фигурами людей и животных на крышах, сказочные дворцы и башни с птичками на спицах шпилей, терема и замки, однокупольные и многокупольные церкви и соборы, многоярусные стройные колокольни, часовни… Тут же очень красивые деревенские избы, коньки, светелки, фронтоны, вставки в слуховые окна, фигурные столбики, балясины и перила крылец, орнаментальные части на печные трубы, десятки разнообразных по форме наличников. Среди бумажных творений – различные элементы убранства церквей: многочисленные кресты и паникадила, подсвечники и киоты, царские врата и хоругви, сложная резьба лестничных маршей.
Одни вырезки смотрятся как книжные заставки, кружева, вышивки или морозные узоры на стекле, другие – как гирлянды, третьи похожи на ковры, иные воспринимаются как ажурные кованые подзоры.
К. И. Воробьев не получил художественного образования, его заменили богатая фантазия и наблюдательность, внутреннее чутье, природный талант. Его работы, в основном, выполнены с натуры, но автор использовал и книжный материал.
В некоторых бумажных творениях узнаешь шуйские церкви, колокольню, фасады сохранившихся до сих пор старых домов, архитектурное сооружение, очень похожее на сгоревший терем в Коломенском, Петровский дворец в Москве, кремлевские башни, соборы Вязников и Троице- Сергиевой лавры… Их красота потрясла мастера, и он запечатлел увиденное на память для себя. Его единственным инструментом были старые-престарые ножницы, которые он очень берег и с которыми никогда не расставался. Вырезал сразу, почти не перегибая листы.
В вырезках встречаются как русские православные, так и азиатские мусульманские постройки. В них переплетаются русский, персидский, калмыцкий, монгольский орнаменты. Такую удивительную резьбу сейчас редко встретишь на домах.
Среди работ самодеятельного художника, как бы его сейчас назвали, представлены силуэты фантастических деревьев, цветов, растений, напоминающих пальмы, кипарисы, хвойные и плодовые деревья, кактусы в виде огромных свечей, шаров или грибов… Силуэты домашних птиц и животных: петухов и куриц, гусей и голубей, собак и кошек, сидящих, бегущих, целующихся… По силуэтам людей, запечатленных в разных позах и одеждах, легко угадываются бояре, купцы, чиновники, богатые дамы, опирающиеся на посохи и трости церковные служители с крестами в руках…
Год от года вырезки нищего умельца становились все сложнее и интереснее, появились жанровые, бытовые сцены, отличающиеся возросшим мастерством автора, динамичностью, приметами современной эпохи. В этом многообразном резном мире – влюбленные пары, семейные чаепития за самоваром, выступления скоморохов и цирковых артистов… Наряду с советской символикой – пятиконечными звездами, серпом и молотом – в работах органично, не нарушая общего восприятия, присутствуют уже привычные элементы декора, пластики.
Произведениям К. И. Воробьева присущи плоскостные двухмерные изображения. Они двойственны и воспринимаются как чисто силуэты и как картины, а иногда как аппликации. Из них можно сделать гобелен. В некоторых угадываются попытки решить композиционные задачи: изображение располагается то в круге, то в форме цветка…
В работах К. И. Воробьева встречаются какие-то повторы, вариации, но они не скучны для восприятия. Примером могут служить хотя бы многочисленные орнаменты и розетки, звезды, венчающие здания.
В разное время эти нежные, сквозящие бесчисленными прорезями невесомые «бумажки» были подарены академику живописи Николаю Николаевичу Харламову, с 1901-го по 1935 год проживавшему в селе Тименка, неподалеку от Палеха.
Харламов располагал к себе, и Акакий душой тянулся к художнику, особенно в трудные минуты жизни, отдыхал у него, обычно раз или два в год, в весеннюю или осеннюю распутицу. Хозяин обогревал, кормил скитальца, дарил ему деньги и одежду.
Но главным для Акакия в этих нечастых встречах были беседы об искусстве, о жизни. Живописец рассказывал и показывал, над чем в тот момент трудился, разрешал полистать редкие книги по искусству из своей библиотеки. Это из них взяты нерусские мотивы в работах Капитона Воробьева.
Он чувствовал неподдельный интерес Харламова к своему творчеству, его поддержку и ощущал себя пусть «маленьким», но художником. А за теплый прием, участие к себе и временный душевный покой расплачивался десятками бумажных вырезок, которые специально приберегал для таких встреч.
В одно из очередных посещений живописца самоучка сделал три карандашных наброска его дома и несколько вырезок с разных сторон. К сожалению, необычный по архитектуре для наших мест дом не сохранился. В Великую Отечественную войну в нем нашли приют маленькие ленинградцы, а в 1956 году он сгорел. Поэтому сделанные Капитоном Воробьевым рисунки и вырезки дома знаменитого художника имеют определенную историческую ценность, несмотря на неправильное построение перспективы: дом в них напоминает трехъярусный терем с вышкой- башней. На одной из вырезок сохранилась полуграмотная подпись автора: «1006 гада (автор имел в виду 1906 год. ) Апеля 15 дня Капитона Иванова воробеву». Рядом надпись, сделанная Харламовым: «с. Алексино, Ковров.у.повару Михаилу Алекс. Мухину».
Не сразу оценил Николай Николаевич творения одаренного крестьянина. Поначалу принял их как забаву, позднее заинтересовался и понял, что эти «бумажки» – настоящие произведения искусства. Тогда решил написать портрет их автора, но не успел. Старый, надломленный постоянной нуждой, Капитон Иванович умер. И, хотя облик народного мастера не удалось запечатлеть на холсте для потомков, в вырезках остались три его автопортрета – фигуры идущего и опирающегося на трость путника, в картузе, с сумой за плечами. Эти силуэты, похожие друг на друга, напоминают словесное описание внешности Капитона Воробьева, данное нашим земляком писателем Е. Ф. Вихревым в рассказе «Ножницы», опубликованном в восьмом номере журнала «Новый мир» в 1929 году (через год рассказ был включен в его книгу «Палех», вышедшую в издательстве «Недра»):
«Через минуту передо мной стоял, сгорбившись, человек лет сорока, огромный и неуклюжий, насквозь промокший, с подожком в руке. Я заметил, что одна нога у него короче другой, – он был хромой. С бороды его падали на пол капли влаги. За плечами висела сума. Войдя в мастерскую, человек снял свой выцветший картуз и опустил голову. Голова его была диким бурьяном волос, он весь был обросший и запущенный. Но глаза, очень маленькие, закутанные в меха бровей, сверкали остро и проницательно. Человек имел очень жалкий вид, он был беспомощен, как бывают беспомощны профессиональные нищие. Рубище его было настолько грязно и мокро, что я даже не предложил ему сесть. К тому же от него сильно несло дубьем и овчинами».
В глубоком раскаянии Н. Н. Харламов в течение многих недель разбирал свой архив и книги, в которые обычно складывал «бумажки» Акакия после его ухода. Оказалось, сохранил у себя 1336 вариантов вырезок, выполненных на протяжении трех десятилетий. С художественным чутьем и умением подобрал, расположил по возможности (т.к. они не датированы) в хронологическом порядке, по стилю, по характеру линий и, соблюдая тематику, наклеил на тонированные разноцветной акварелью 234 листа картона. Красные – на белом фоне, белые – на черном, желтые – на светлом…
С той поры Харламова не покидало беспокойство за дальнейшую судьбу коллекции, поэтому он решил отдать ее в музей. Волю покойного мужа выполнила его вдова М. Д. Харламова, которая в январе 1936 года передала работы К. И. Воробьева в только что открывшийся палехский музей, где они несколько месяцев подряд показывались землякам и гостям Палеха и пользовались огромным успехом. Благодаря супругам Харламовым, работы самодеятельного художника дошли до нас. Не передай они в свое время коллекцию в музей, возможно, наше поколение никогда бы не смогло познакомиться с резной сказкой Капитона Воробьева, т.к. вскоре, будучи по рождению полячкой, Мария Дмитриевна была репрессирована и выслана из села. А коллекция произведений живописи, богатейшая библиотека, обстановка дома и архив Н. Н. Харламова были конфискованы и вывезены в разные места (к сожалению, почти все бесследно исчезло).
Чем дольше рассматриваешь вырезки К. И. Воробьева, тем больше понимаешь и чувствуешь, что этот удивительный человек обладал исключительным глазомером. Поражает архитектурная правильность пропорций, точность, уверенность линий бумажных силуэтов, хотя они иногда и не симметричны. Чем не наглядное пособие для желающих освоить это искусство!
Листая страницы данного альбома, рассматривая произведения художника, вы можете сами убедиться в их уникальности, неповторимости. В этих вырезках – вся жизнь «бедного гения», уроженца земли палехской Капитона Ивановича Воробьева.