Одним из маленьких чудес, созданных революцией, называл Максим Горький искусство палехской лаковой миниатюры. Ветер революции ворвался в размеренный патриархальный быт палешан, изменил художественное сознание, образное видение бывших иконописцев.
Палехское искусство на протяжении всей своей истории пыталось отразить значимость, народный характер революционного движения. Палешане, начиная с основоположников, давали своё представление о людях и событиях тех лет. Немало произведений посвящено образу В.И.Ленина. Это и портреты вождя, и сюжетные композиции. Шкатулка Б.Н.Кукулиева «Накануне» (1978) из коллекции ГМПИ представляет идейных вдохновителей октябрьской революции: В.И.Ленина, Ф.Э.Дзержинского, Я.М.Свердлова. Не приемля натурализма в образном решении, в пластических характеристиках персонажей, автор «живоподобно», почти осязаемо передаёт портретные черты её главных творцов. Образ легендарного крейсера «Аврора», залпом корабельных орудий призвавшего вооружённые отряды к штурму Зимнего дворца, запечатлел в миниатюре на пластине Н.М.Зиновьев.
Зиновьев Н.М. Пластина. «Аврора провозгласила». 1971г. Размеры: 18х13. Из собрания ГМПИ
Кукулиев Б.Н. Шкатулка. «Накануне». 1987г. Размеры: 24,5х33х5. Из собрания ГМПИ
Правдин Н.А. Пластина. «Портрет Ленина». 1955г. Размеры: 30х29,3. Из собрания ГМПИ
Неотделима для палешан тема революции 1917 года от революционных событий в Ивановском крае в 1905 году. Революционному движению красных ткачей посвятили свои произведения И.И.Зубков («Массовка на Талке» 1935 г.), В.М.Ходов («Время Красных зорь» 1981 г. и «Красные косынки» 1977г.)
Поиск образного решения для художественного воплощения в лаковой миниатюре революционной эпохи некоторые палешане предпочитали вести через призму ранних произведений А.М.Горького «Песнь о Соколе» и «Песнь о Буревестнике». Самый удачный образ был создан И.П.Вакуровым. Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. Огненные облака простёрлись над морем. Гибнущий золотой корабль – символ старого мира. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» – так объяснял свой замысел И.П.Вакуров в книге Е.Вихрева «Палешане». Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими пятнами красного цвета – символа революции. Путь к новой жизни указывает герой ещё одного горьковского произведения в композиции Д.Н.Буторина «Данко».
Пожалуй, наиболее органично и убедительно тема революции раскрыта основоположниками нового палехского искусства. Они были свидетелями, а иногда и участниками революционных событий. Для И. И. Голикова, революция – это вихрь, сметающий старое. Его яростные битвы, поединки, по сути, олицетворяли тот самый революционный вихрь, который должен покончить с рутиной иконописного шаблона. Но тонкая интуиция большого художника не позволила ему стать разрушителем многовековой традиции. В фантастических голиковских битвах нет ни победителей, ни побеждённых, потому что борьба нового и старого вечна.
Подчёркивая созидательный характер революции, И.И.Голиков создаёт образы крестьян-тружеников – жниц, знаменитого Красного пахаря. Тема революции постоянно питала творчество палехского мастера. Стихотворение Ефима Вихрева стало сюжетной основой для миниатюры Голикова «Курган» 1927 г.
И.И.Голиков как художник формировался в предреволюционную эпоху, называемую Серебряным веком. Творчество многих ярких представителей Серебряного века было ему знакомо и понятно. Поэтому обращение палехского мастера к поэме А.Блока «Двенадцать», посвящённой революции, вполне закономерно. Поэтические строки Александра Блока рождают стремительную смену сюжетных зарисовок, некий калейдоскоп событий, тем не менее, передающих масштаб свершившейся революции, в основном, её тёмную зловещую сторону. И.И.Голиков в своих карандашных эскизах для чернильного прибора представил своё видение поэтических образов. Начинается поэма с символического образа ветра. Эта вихрящаяся снежная стихия становится лейтмотивом голиковского произведения.
Зубков И.И. Шкатулка. «Массовка на Талке». 1935г. Размеры: 26,8х20х4,8. Из собрания ГМПИ
Ходов В.М. Ларец. «Время красных зорь». 1981г. Размеры: 22,5х21,8х8,3. Из собрания ГМПИ
Ходов В.М. Шкатулка. «Красные косынки». 1977г. Размеры: 20х36х5. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Пластина. «Песнь о буревестнике.1935г. Размеры: 39,9х48,5. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Шкатулка. «Буревестник». 1931г. Размеры: 21,2х27,2х10,5. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Эскиз. «Песнь о буревестнике». 1935г. Размеры: 34,5х26. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Портсигар. «Жнитво». 1926г. Размеры: 8х11,5х3,3. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Пудренница. «Пахарь». 1924г. Размеры: D=8; В=4. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Шкатулка. «Битва». 1931г. Размеры: 9,7х8,3х2,4. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Шкатулка. «Курган». 1926г. Размеры: 13,8х13х5,5. Из собрания ГМПИ
Революция и гражданская война породили ещё один легендарный художественный образ – красноармейца, защитника революционных завоеваний. Этот образ, романтический или богатырский, стал одним из самых популярных в палехском искусстве: красноармеец с винтовкой на страже границ, красноармеец на коне в пылу атаки. Привлекали внимание палешан и вполне конкретные герои, защищавшие революцию, например, Василий Иванович Чапаев. Не последнюю роль в создании художественного образа легендарной личности сыграл художественный фильм братьев Васильевых с Борисом Бабочкиным в главной роли. Самые известные произведения палехской миниатюры, посвящённые Чапаеву, – декоративная тарелка «Гибель Чапаева» Д.Н.Буторина, ларец П.Ф.Чалунина «Чапаев», шкатулка «Василий Иванович и Петька» П.Л.Парилова.
Революция в произведениях палешан – это не только митинги, сражения, атаки. Миниатюра А.Д.Кочупалова «Стихи» 1974 г. посвящена поэту, бывшему красноармейцу, Эдуарду Багрицкому. Одухотворённо, без ложного пафоса он читает свои стихи: «Нас водила молодость в сабельный поход…» Палешане нередко обращались к литературным источникам, повествующим о революционной эпохе. Шкатулка «Железный поток» 1934 г. А.Блохина и ларец круглой формы «Железный поток» 1957 г. Б.М.Ермолаева создавались на основе романа Александра Серафимовича.
Не обошли вниманием палехские мастера и активное участие женщин в революционных событиях. А.А.Дыдыкин показывает эпизоды культурной революции в деревне («Раскрепощение женщины» 1934 г). На декоративной тарелке он строит композицию на контрастах нового и старого, светлого и тёмного. Конечно, не всем по душе новые преобразования. Поэтому не обходится автор и без идеологического противника революции – крестьянина-единоличника, т.к. в 1930 –е гг. в работах палешан усиливается роль идеологической пропаганды. Революционное преобразование деревни напрямую коснулось палехских художников, поэтому тема деревенских митингов, идея смычки города и деревни привлекала многих палехских мастеров. На предметах разной формы часто встречаются изображения демонстраций, заседания советских активистов. Работы палехских миниатюристов на революционную тему отличает эмоциональная насыщенность, композиционная динамика.
Правдин Н.А. Пластина. «Портрет Ленина». 1955г. Размеры: 30х29,3. Из собрания ГМПИ
Кукулиев Б.Н. Шкатулка. «Накануне». 1987г. Размеры: 24,5х33х5. Из собрания ГМПИ
Зиновьев Н.М. Пластина. «Аврора провозгласила». 1971г. Размеры: 18х13. Из собрания ГМПИ
Буреев Г.К. Биссерница. «Митинг». 1931г. Размеры: 3,4х3,8х2,7. Из собрания ГМПИ
Ходов В.М. Шкатулка. «Красные косынки». 1977г. Размеры: 20х36х5. Из собрания ГМПИ
Зубков И.И. Шкатулка. «Массовка на Талке». 1935г. Размеры: 26,8х20х4,8. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Шкатулка. «Буревестник». 1931г. Размеры: 21,2х27,2х10,5. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Пластина. «Песнь о буревестнике.1935г. Размеры: 39,9х48,5. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Эскиз. «Песнь о буревестнике». 1935г. Размеры: 34,5х26. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Портсигар. «Жнитво». 1926г. Размеры: 8х11,5х3,3. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Пудренница. «Пахарь». 1924г. Размеры: D=8; В=4. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Шкатулка. «Битва». 1931г. Размеры: 9,7х8,3х2,4. Из собрания ГМПИ
Голиков И.И. Шкатулка. «Курган». 1926г. Размеры: 13,8х13х5,5. Из собрания ГМПИ
Буторин А.Н. Шкатулка. «На баррикадах». 1931г. Размеры: 17,1х9х5,5. Из собрания ГМПИ
Зубков И.И. Эскиз. «Красноармейцы в деревне». 1932г. Размеры: 12,6х18. Из собрания ГМПИ
Баженов П.Д. Пластина. «На страже границ СССР». 1935г. Размеры: 23,2х17,4. Из собрания ГМПИ
Чалунин П.Ф. Ларец. «Чапаев». 1957г. Размеры: 12х12х10. Из собрания ГМПИ
Кочупалов А.Д. Шкатулка. «Стихи». 1974г. Размеры: 82х32,5х6,5. Из собрания ГМПИ
Буторин А.И. Баул. «Тачанка». 1935г. Размеры: 9,4х18,8х3,5. Из собрания ГМПИ
Блохин А.И. Шкатулка. «Железный поток». 1934г. Размеры: 9,8х16,1х4,6. Из собрания ГМПИ
Дыдыкин А.А. Тарелка. «Раскрепощение женщины». 1932г. Размеры: D=22,2; В=3,4. Из собрания ГМПИ
Баканов И.М. Шкатулка. «Демонстрация женщин». 1928г. Размеры: 5,5х14,7х3. Из собрания ГМПИ
Баканов Г.М. Шкатулка. «Демонстрация». 1927г. Размеры: 5,5х15х2. Из собрания ГМПИ
Каурцев Ф.А. Шкатулка. «Митинг». 1935г. Размеры: 19,7х26,7х4,6. Из собрания ГМПИ
Кочетов Г.Н. Шкатулка. «Красный пахарь». 1974г. Размеры: 12,3х12,3х4,2. Из собрания ГМПИ
Вакуров И.П. Тарелка. «Социалистическое строительство». 1932г. Размеры: D=29,8; В=3. Из собрания ГМПИ
Ковалев А.В. Пластина. «Вся власть советам». 1967г. Размеры: 28,5х21. Из собрания ГМПИ
Челышев И.А. Брошь. «Трактористка». 1959г. Размеры: D=5. Из собрания ГМПИ
Ходов В.М. Ларец. «Время красных зорь». 1981г. Размеры: 22,5х21,8х8,3. Из собрания ГМПИ
Кочетов Г.Н. Шкатулка. «Первый трактор». 1968г. Размеры: 10х16,5х4,5. Из собрания ГМПИ