// Государственный музей Палехского искусства


Важная информация:

Одним из маленьких чудес, созданных революцией, называл Максим Горький искусство палехской лаковой миниатюры. Ветер революции ворвался в размеренный патриархальный быт палешан, изменил художественное сознание, образное видение бывших иконописцев.

Палехское искусство на протяжении всей своей истории пыталось отразить значимость, народный характер революционного движения. Палешане, начиная с основоположников, давали своё представление о людях и событиях тех лет. Немало произведений посвящено образу В.И.Ленина. Это и портреты вождя, и сюжетные композиции. Шкатулка Б.Н.Кукулиева «Накануне» (1978) из коллекции ГМПИ представляет идейных вдохновителей октябрьской революции: В.И.Ленина, Ф.Э.Дзержинского, Я.М.Свердлова. Не приемля натурализма в образном решении, в пластических характеристиках персонажей, автор «живоподобно», почти осязаемо передаёт портретные черты её главных творцов. Образ легендарного крейсера «Аврора», залпом корабельных орудий призвавшего вооружённые отряды к штурму Зимнего дворца, запечатлел в миниатюре на пластине Н.М.Зиновьев.

 

Неотделима для палешан тема революции 1917 года от революционных событий в Ивановском крае в 1905 году. Революционному движению красных ткачей посвятили свои произведения И.И.Зубков («Массовка на Талке» 1935 г.), В.М.Ходов («Время Красных зорь» 1981 г. и «Красные косынки» 1977г.)

Поиск образного решения для художественного воплощения в лаковой миниатюре революционной эпохи некоторые палешане предпочитали вести через призму ранних произведений А.М.Горького «Песнь о Соколе» и «Песнь о Буревестнике». Самый удачный образ был создан И.П.Вакуровым. Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. Огненные облака простёрлись над морем. Гибнущий золотой корабль – символ старого мира. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» – так объяснял свой замысел И.П.Вакуров в книге Е.Вихрева «Палешане». Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими пятнами красного цвета – символа революции. Путь к новой жизни указывает герой ещё одного горьковского произведения в композиции Д.Н.Буторина «Данко».

Пожалуй, наиболее органично и убедительно тема революции раскрыта основоположниками нового палехского искусства. Они были свидетелями, а иногда и участниками революционных событий. Для И. И. Голикова, революция – это вихрь, сметающий старое. Его яростные битвы, поединки, по сути, олицетворяли тот самый революционный вихрь, который должен покончить с рутиной иконописного шаблона. Но тонкая интуиция большого художника не позволила ему стать разрушителем многовековой традиции. В фантастических голиковских битвах нет ни победителей, ни побеждённых, потому что борьба нового и старого вечна.

Подчёркивая созидательный характер революции, И.И.Голиков создаёт образы крестьян-тружеников – жниц, знаменитого Красного пахаря. Тема революции постоянно питала творчество палехского мастера. Стихотворение Ефима Вихрева стало сюжетной основой для миниатюры Голикова «Курган» 1927 г.

И.И.Голиков как художник формировался в предреволюционную эпоху, называемую Серебряным веком. Творчество многих ярких представителей Серебряного века было ему знакомо и понятно. Поэтому обращение палехского мастера к поэме А.Блока «Двенадцать», посвящённой революции, вполне закономерно. Поэтические строки Александра Блока рождают стремительную смену сюжетных зарисовок, некий калейдоскоп событий, тем не менее, передающих масштаб свершившейся революции, в основном, её тёмную зловещую сторону. И.И.Голиков в своих карандашных эскизах для чернильного прибора представил своё видение поэтических образов. Начинается поэма с символического образа ветра. Эта вихрящаяся снежная стихия становится лейтмотивом голиковского произведения.

Революция и гражданская война породили ещё один легендарный художественный образ – красноармейца, защитника революционных завоеваний. Этот образ, романтический или богатырский, стал одним из самых популярных в палехском искусстве: красноармеец с винтовкой на страже границ, красноармеец на коне в пылу атаки. Привлекали внимание палешан и вполне конкретные герои, защищавшие революцию, например, Василий Иванович Чапаев. Не последнюю роль в создании художественного образа легендарной личности сыграл художественный фильм братьев Васильевых с Борисом Бабочкиным в главной роли. Самые известные произведения палехской миниатюры, посвящённые Чапаеву, – декоративная тарелка «Гибель Чапаева» Д.Н.Буторина, ларец П.Ф.Чалунина «Чапаев», шкатулка «Василий Иванович и Петька» П.Л.Парилова.

Революция в произведениях палешан – это не только митинги, сражения, атаки. Миниатюра А.Д.Кочупалова «Стихи» 1974 г. посвящена поэту, бывшему красноармейцу, Эдуарду Багрицкому. Одухотворённо, без ложного пафоса он читает свои стихи: «Нас водила молодость в сабельный поход…» Палешане нередко обращались к литературным источникам, повествующим о революционной эпохе. Шкатулка «Железный поток» 1934 г. А.Блохина и ларец круглой формы «Железный поток» 1957 г. Б.М.Ермолаева создавались на основе романа Александра Серафимовича.

Не обошли вниманием палехские мастера и активное участие женщин в революционных событиях. А.А.Дыдыкин показывает эпизоды культурной революции в деревне («Раскрепощение женщины» 1934 г). На декоративной тарелке он строит композицию на контрастах нового и старого, светлого и тёмного. Конечно, не всем по душе новые преобразования. Поэтому не обходится автор и без идеологического противника революции – крестьянина-единоличника, т.к. в 1930 –е гг. в работах палешан усиливается роль идеологической пропаганды. Революционное преобразование деревни напрямую коснулось палехских художников, поэтому тема деревенских митингов, идея смычки города и деревни привлекала многих палехских мастеров. На предметах разной формы часто встречаются изображения демонстраций, заседания советских активистов. Работы палехских миниатюристов на революционную тему отличает эмоциональная насыщенность, композиционная динамика.

 

x
Заказать экскурсию
Ваше имя *:


pt src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.0.0/jquery.min.js" integrity="sha384-THPy051/pYDQGanwU6poAc/hOdQxjnOEXzbT+OuUAFqNqFjL+4IGLBgCJC3ZOShY" crossorigin="anonymous">