На одной из тихих улочек Палеха, утопающих в зелени с весны до осени, стоит большой старинный дом с палисадником. Здесь в 1892 году родился и провёл своё детство народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик живописи Павел Дмитриевич Корин. Современный мир знает и чтит Павла Корина как великолепного портретиста, автора исторического триптиха «Александр Невский» и проникновенных образов «Руси уходящей».
Деды и прадеды художника – десять поколений палехских иконописцев жили в Палехе с давних времён. Согласно семейному преданию, Фёдор Фёдорович Корин писал иконы ещё в XVII веке. Должен был стать иконописцем и Павел Корин. В 1907 году он окончил в Палехе иконописную школу-мастерскую, открытую Комитетом попечительства о русской иконописи. К шестнадцати годам Павел Дмитриевич освоил мастерство иконописца и уехал искать счастья в Москву, поступив в иконописную палату Донского монастыря. Знакомство с М.В.Нестеровым изменило творческую судьбу молодого палешанина, твёрдо и бесповоротно решившего стать художником. Но никогда столичный живописец не забывал родного Палеха, с уважением относился к ремеслу своих предков и искренне восхищался произведениями палехских миниатюристов.
В семье Кориных чтили традиции, помнили предков, бережно относились к вещам, которыми пользовались старшие поколения. Павел Дмитриевич вместе с братьями хранил свой родовой дом, старался не нарушать его прежнего облика. Он мечтал со временем превратить этот дом в музей, как памятник быта и искусства иконописцев старого Палеха.
Выполняя волю художника, его вдова Прасковья Тихоновна и брат Александр Дмитриевич Корин передали этот дом государству, и вот уже почти сорок лет, как здесь находится музей.
В настоящее время Дом-музей П.Д.Корина считается самой старой деревянной постройкой в Палехе. Он построен в конце 1860-х начале 1870-х годов бабушкой художника по материнской линии Анной Тимофеевной Талановой на средства её отца – купца 3-й гильдии Тимофея Дмитриевича Гунина, в конце жизни ослепшего и разорившегося. Вскоре здесь поселилась молодая семья его внучки Надежды Ивановны и Дмитрия Николаевича Корина, у которых к тому времени было двое детей: Сергей и Евлампия. Потом в этом доме появились на свет ещё три сына – Михаил, Павел и Александр.
Древнейшую и традиционную основу коринского дома образует крестьянская изба, которая состоит из кухни и горницы. Горница служила одновременно и мастерской, где отец Павла Дмитрий Николаевич Корин писал иконы. В музейной экспозиции представлен именной мольберт Дмитрия Николаевича и предметы, необходимые для создания иконы: иконные доски, левкас для их грунтовки, краски, разведённые в деревянных ложках, кисти. Стены бывшей горницы украшают несколько живописных работ П.Д.Корина. Среди них «Ветка рябины» и «Пейзаж с соснами» 1928 года. Это этюды к одной из первых картин художника «Моя родина».
Когда дом стал явно маловат для большой и дружной семьи, его значительно расширили. Длинный коридор соединил старую часть дома и новые комнаты, обустроенные на купеческий манер. Каждая комната в доме Кориных имела своё название. «Тёмная» комната некоторое время служила прихожей в новой половине дома. Но потом здесь поселили слепого старика, отца первой хозяйки дома Анны Тимофеевны Талановой. Отсюда ее название – «тёмная» комната. Одну из стен украшает большой холст «Грехопадение», написанный Дмитрием Николаевичем Кориным в 1874 году с репродукции, воспроизводившей фреску Рафаэля из станцы Сеньятура в Ватикане. Значительно позднее, когда хозяином дома стал Павел Дмитриевич, в интерьере появились западноевропейские гравюры, которые он приобретал в антикварных магазинах. В «тёмной» комнате хранится часть семейной библиотеки. Старые книги говорят о том, что обитатели дома любили читать Н.ВГоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова. В среде палехских иконописцев книга играла немаловажную роль. Многие семьи, в том числе и Корины, выписывали художественную и религиозную литературу, издания археологического и научного характера, газеты, журналы, а также иллюстрированные приложения к ним.
Окна «красной» комнаты выходят на южную солнечную сторону. Её стены всегда были оклеены обоями с оттенками красного цвета. Украшением «красной» комнаты является изразцовая голландская печь с лежанкой. Здесь же находится небольшая коллекция палехских икон, отреставрированных Павлом Дмитриевичем Кориным и его женой Прасковьей Тихоновной. Дед П.Д.Корина Николай Илларионович в середине XIX столетия имел собственную иконописную мастерскую с небольшим количеством наёмных работников. Иконы писал и он сам, и его дети.
Самая просторная комната в доме Кориных – гостиная. В деревянном киоте, установленном в красном углу, находятся традиционные для домашних иконостасов иконы «Воскресение с праздниками» и «Неопалимая Купина», оберегавшая дом от пожаров. Восьмигранный стол и диван красного дерева, ковры, часы, ломберные столики принадлежали прадеду П.Д.Корина Тимофею Дмитриевичу Гунину и были привезены сюда из их когда-то богатого городского дома в Иваново-Вознесенске. На стенах гостиной семейные портреты и фотографии. Живописные портреты деда Николая Илларионовича Корина и отца Дмитрия Николаевича, выполненные А.М. Кориным, напоминают лица многих старых палешан. Они серьёзны, по-крестьянски степенны, в глазах читается живой ум.
В доме сохранились следы пребывания и его последних хозяев – Павла Дмитриевича и Прасковьи Тихоновны. Более всего они заметны в «голубой» комнате. Кроме семейных икон здесь можно увидеть небольшой трогательный этюд П.Т.Кориной, написанный ею в Марфо-Мариинской обители, где молодая воспитанница училась рисованию под руководством Павла Корина.
Родовой дом в Палехе был для семьи Кориных не только местом летнего отдыха. Павел Дмитриевич здесь работал, думал и жил. Дорогой сердцу Палех, его природа и люди всегда были тем живительным источником, который питал творческую энергию художника. Решение П.Д.Корина создать в своём доме музей и подарить его Палеху – это желание выразить безграничную любовь к своей малой родине и показать уникальность, неповторимость земли, щедро рождающей таланты.