Западноевропейская живопись из коллекции ГМПИ
Западноевропейская живопись в коллекции Государственного музея палехского искусства.
В собрании Государственного музея палехского искусства находятся произведения итальянской, немецкой, фламандской, голландской школ XVI-XIX вв. Представлены различные жанры: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, религиозная живопись, интерьер. Все картины написаны маслом или на холсте, или на дереве. Некоторые доски в качестве защиты от коробления имеют паркетаж. В палехский музей картины поступили из Государственного музея изящных искусств (ГМИИ им. А.С.Пушкина) в разные годы: в1937 году (переданы бесплатно) и в 1939 году (закуплены) через Ленинградскую закупочную комиссию Комитета по делам искусств при СНК СССР. В 1939 году в отборе и передаче картин из распределительного фонда для Государственного музея палехского искусства принимал самое активное участие П.Д. Корин, работавший в то время в ГМИИ реставратором. В числе отобранных П.Д. Кориным картин для музея в Палехе были:
«Голова телёнка» Оммеганка, «Архитектурный интерьер» Ханса Ван Бадена из Амстердама, картины нидерландской школы XVI в. «Мадонна с младенцем» и «Благовещение», фламандской школы XVII в. «Пейзаж» и «Милосердный самаритянин», картина итальянского мастера XVIII в. «Огненное восхождение Ильи», два голландских пейзажа «Пейзаж» и «Всадники у водопоя». Все картины, прежде чем попасть в палехский музей, были отреставрированы П.Д.Кориным.
Несколько произведений являются работами известных западноевропейских мастеров: «Стадо коз с пастухом» XVII в. Рос. Филиппа Петера (Роза да Тиволи), «Святое семейство под пальмой» конца XVII в. Маратта Карло. Другие же принадлежат к кругу каких-либо мастеров, например, «Мария Магдалина» соотносится с кругом Гвидо Рени. Небольшая жанровая сцена «Ножная операция» признана ранней копией с картины Броуера.
Герман-Фредерик-Карел тен Кате / Herman Frederik Carel ten Kate (1822 – 1891) учился в Амстердаме у К. Круземана. В девятнадцать лет получил медаль от Академии художеств. После этого, проведя несколько лет в Париже, вернулся в Амстердам, откуда впоследствии перебрался на жительство в Гаагу. Картины тен Кате, для которых он нередко брал сюжеты из быта XVI и XVII столетий, отличаются обдуманностью композиции, превосходной
характеристикой выведенных на сцену лиц и сильным, сочным приемом письма. Представленная на выставке «Сцена в кабачке» 1859 года – одна из известных работ мастера.
Ommeganck Balthazar Paul (1755 – 1826) – пейзажист и анималист. Родился и умер в Антверпене. В возрасте 12 лет Оммеганк появился в Гильдии Святого Луки как ученик пейзажиста Анри-Жозефа Антониссена, от которого он приобрел страсть к созданию пейзажей. Он являлся членом академий Амстердама, Брюсселя, Гента, Мюнхена и Вены. Работы Оммеганка имели большой спрос на протяжении всего его творчества. В коллекции ГМПИ хранится работа художника «Голова телёнка». Большая часть картин из коллекции западноевропейской живописи не имеет авторства. Атрибуция 1930-х гг., безусловно, нуждаются в подтверждении, а сама коллекция в дополнительном исследовании.