// Всероссийская акция “Ночь искусств 2021” – Государственный музей Палехского искусства


Важная информация:

Всероссийская акция “Ночь искусств 2021”

День народного единства относится к государственным праздникам России. Это праздник, сближающий народы, в котором мы отдаём дань истинным традициям патриотизма, согласия народа, веры в Отечество.
В этом году Всероссийская акция «НОЧЬ ИСКУССТВ» приурочена ко Дню народного единства и проходит под девизом «Искусство объединяет».
Приглашаем присоединиться к акции, не выходя из дома! Начинаем!!!)))

 

 

Предлагаем участникам акции пройти Квест – игру «Единство в нас!». Задания станций «Историческая», «Литературная» и «Художественная» посвящены Дню народного единства. Три победителя – самые эрудированные и быстрые знатоки, получат Диплом и памятный подарок!!!

Ответы присылайте на адрес электронной почты: gmpi@ivreg.ru (с пометкой “Ночь искусств 2021”)

Квест – игра “Единство в нас!” (ко Дню народного единства)

1. Станция «Историческая»

  1. В каком году в России начали отмечать День народного единства?
  2. В честь какого события отмечается День народного единства?
  3. Что такое Смута?
  4. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Под руководством какого архитектора в 1925—1930 гг. была проведена серьёзная реконструкция и реставрация этого храма?
  5. Как связан князь Дмитрий Пожарский с историей Ивановского края?
  6. В каком городе находится усыпальница князя Пожарского?
  7. Перед каким месте Москвы  установлен памятник Минину и Пожарскому?
  8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
  9. Какой православный праздник отмечается в этот день? Только связаны эти два праздника между собой?
  10. О каком единстве идёт речь в названии праздника?

2. Станция «Литературная»

1. Прочитайте отрывки из сочинения М.А. Волошина «Написание о царях московских». О каких исторических лицах второй половины XVI – начала XVII в. идет речь?
 А) Царь… был ликом некрасив,
Очи имея серые,
Пронзительны и беспокойны,
Нос протягновенен и покляп.
Ростом велик, а телом сух,
Грудь широка и туги мышцы.
Муж чудных рассуждений,
Многоречив зело,
В науке книжной опытен и дерзок,
А на рабы, от Бога данные,
Жестокосерд,
В пролитьи крови
Неумолим…

 Б) Царь … был ростом мал,
А образом нелеп.
Очи подслеповаты,
Скуп и неподатлив,
Но книжен и хитер.
Любил наушников,
Был к волхованьям склонен.

 В) Царь же …
Был ростом мал,
А образ имея постника,
Смирением обложен.
О мире попеченья не имел,
А только о спасении душевном.
Таков был …-царь.

 Г) Царь … — во схиме Боголеп —
Был образом цветущ,
Сладкоречив вельми,
Нищелюбив и благоверен,
Строителен зело и о державе
попечителен,
Держась рукой за верх срачицы, клялся
Сию последнюю со всеми разделить.
Единое имел неисправление:
Ко властолюбию несытое желанье
И ко врагам сердечно прилежанье.
Таков был царь …

 Д) Расстрига был ростом мал,
Власы имея руды.
Безбород и с бородавкой
У переносицы.
Пясти тонки,
А грудь имел широку.
Мышцы толсты,
А тело помраченно.
Обличьем прост,
Но дерзостен и остроумен в речах
И в наученьи книжном.
Конские ристалища любил,
Был ополчитель смел,
Ходил танцуя.

 Е) Боярин Федор — во иночестве … —
Роста и полноты был средних.
Был обходителен.
Опальчив нравом.
Владетелен зело.
Божественное писание разумел отчасти.
Нов знании людей был опытен:
Царями и боярами играше
Аки на тавлее.
И роду своему престол московский
Выиграл…

 2. О ком идёт речь в отрывке из стихотворения К. Рылеева? Кто и какой подвиг совершил?
«Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!»

3. О каком памятнике  известный литературный критик В.Г. Белинский сказал:
«Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Вот, думаю я, два… исполина веков, обессмертившие имена своей пламенной любовью к милой Родине. Они всем жертвовали ей: именем, жизнью, кровью… и спасли погибающую отчизну. Имена их бессмертны, как дела их»?

3. Станция «Художественная»

1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете какое событие на ней отражено? Укажите событие и год.

2. Назовите имя художника и картину. Когда она была написана?

3. В  основу работы нижегородского художника С.В. Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединённого православной верой. Назовите имя Священномученика патриарха, который держит в руках грамоту и благословляет ополченцев.

4. Посмотрите фрагмент одного из самых известных музыкальных произведений, посвященных событиям Смутного времени. Назовите оперу, автора музыки и слов.

 

Героические страницы истории Смутного времени в искусстве палехской лаковой миниатюры

Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказками да былью…
Русские иконные края…
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Палешка-река
В полосе вишневого заката
Белый храм возносится куда-то,
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!
 … Да и сам-то Палех, как ларец,
Первозданен, искренне и хрупок…
Роман Беляков
 
Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Н. К. Рерих
 
«Я всегда был убежден, что в жанровых и  исторических
картинах, статуях и вообще каком бы то ни было
произведении  искусства, в сказке, песне, былине, драме
сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с  
прошлым, настоящим, а может быть   и будущим. Только
больной и плохой человек не помнит и не
ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не
помнит,  не ценит и не любит своей истории.»
В. М. Васнецов

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

В 1579-1588 годы Палех принадлежал Иоанну IV Грозному и по духовному завещанию  1572 года переходит в поместное владение его старшему сыну Ивану.  Примечательно, что Духовная грамота – завещание Ивана Грозного дошла до нас в единственной, сильно испорченной, поздней копии. В тексте завещания отсутствует точная дата. Предположительно, первый набросок завещания царь составил накануне опричнины (1565 – 1572). Вплоть до 1572 г. царь неоднократно редактировал духовную грамоту. Традиция составления подобных документов не нова. Духовная грамота (духовная, духовная память, завещание, изустная запись, изустная память) — юридический документ, имевший  употребление на Руси и в России с XIII по XVIII век. В ней  содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.

В начале 1584 года у царя открылась страшная болезнь, тело покрылось волдырями и ранами. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство. По монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам велено молиться за больного царя.

Несмотря на все усилия лекарей, 18 марта первый русский царь скончался. На третий день тело Ивана Васильевича было предано погребению в Архангельском соборе Московского Кремля.

В связи с династическим кризисом, позднее приведшим к Смуте, в 1588-1601 годы Палехом владеет Мария Владимировна Старицкая – правнучка Иоанна III и Софии Палеолог – жена ливонского государя шведского принца Магнуса.

В 1627 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево».

Известность Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Многие палешане, будучи крепостными крестьянами помещиков Бутурлиных, содержали ямские дворы, занимались выделкой овчин, торговлей, но, как правило, в зимнее время, с ноября по апрель, кто-нибудь в семье непременно зарабатывал «писанием образов» как в Палехе, так и за его пределами.

Палешане славились не только как иконописцы, но и как мастера монументальных росписей.

Октябрьская революция 1917 года надолго прервала развитие традиционных иконописных промыслов в России, в том числе и в Палехе. В декабре 1924 года здесь была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше.

Самыми популярными и наиболее удачно решёнными композициями первых лет существования палехской миниатюры были «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Работа над сказочными сюжетами привела палешан к русскому эпосу, а вместе с тем пробудился интерес к русской истории.  Эпическая тема была органична художественному строю палехского искусства. Еще в 30-е годы, наряду с пушкинскими мотивами, в него входят образы былин.

Баженов создает прекрасные миниатюры – «Чурило Пленкович» (1934), Буторин – «Садко» (1933), Парилов – миниатюру «Добрыня сват» (1936), Голиков работает над «Словом о полку Игореве» (1933), а позднее  Дыдыкин пишет холст «Былина о Вольге и Микуле» (1943).

Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть!

Чтобы подчеркнуть силу героя – богатыря, величие подвига, старинные сказители изображали его сражающимся в одиночку против вражеских сил. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

В Толковом словаре В.И.Даля дается следующее определение: «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Слово “богатырь” в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является заимствованием из русского.

Связь палехской миниатюры с фольклором очень тесная. Палешане в своих работах часто обращались к национальному прошлому, народной культуре. Эти мотивы актуальны и сейчас.

Воспевая богатырей, защитников Родины,  художники Палеха звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в юношах – отроках любовь к родной земле и ненависть к завоевателям. Пример, созданный авторским искусством лаковой миниатюры, вселял в людей мужество, воспитывал чувство долга, чести.

В искусство Палеха в конце 1930-х и особенно к середине 1940-х годов широко входит тема исторического прошлого родной страны, значение которой стало огромно во всем советском искусстве в годы Великой Отечественной войны. В это время в разных областях искусства появилось много произведений, изображающих военных героев, события героического прошлого, силу и мужество предков, отстаивавших национальную независимость, патриотизм и любовь к Родине русского народа.

Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа, обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на исторические темы. Но обращение к героическим страницам прошлого поставило перед художниками новую задачу: изучение конкретного исторического материала, знакомство с эпохой, ее бытовой культурой. Подобная работа была в некоторой степени подготовлена работой палешан над литературными произведениями. Немалую роль в раскрытии реальных исторических персонажей сыграли былинные образы.

В эти годы в миниатюрах на исторические и былинные темы сильнее проявляется хоровое начало. Особенно ярко это выразилось в творчестве А. Дыдыкина, одного из самых оригинальных палехских художников. В Артель древней живописи он пришел в 1926 году. Не сразу нашел художник собственный путь, много неудач пришлось пережить, пока он добился признания. Вместе с тем творчество его традиционно. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приемы, освоенные в процессе работы над миниатюрой.

Вот на крутом холме стоит Минин, окруженный смятенной толпой народа (миниатюра «Минин», 1940). Композиция разворачивается в нарастающем круговом ритме, подчеркивающем внутреннее движение, которое словно вырывается в стремительно-сильном жесте руки Минина, взывающего к народу. Это движение подхватывает ритм взбегающих уступами холмов, завершенных деревянной стеной и островерхими башнями Кремля. При небольшом количестве фигур художник достигает впечатления толпы, сильно и грозно звучащей, как многоголосный хор, и в ней, как ведущий голос, выделяется фигура Минина. Это впечатление  усиливает и цветовой строй миниатюры. Он построен на густых, глубоких тонах, как в старину иконописцы говорили, «на басах».

Возмущение, сдержанный гнев затаились в грозно застывшей народной толпе, изображенной на заднем плане миниатюры; готовность к действию, мужественная стойкость выражены в выступающих фигурах переднего плана. Чувство возмущения и решимости нарастает в движениях от одной фигуры к другой, тесно соединяя их в народную силу, готовую выступить против врага на защиту Отчизны.

Художественные задачи палехского лакового искусства полно и образно озвучил Аристарх Дыдыкин: «Мы насытим глаз зрителя красками. Таково наше искусство: то, что видишь в природе, хочется как-то изменить по-своему, чтобы не было скучно и однообразно. Хочется, чтобы краски горели одна из-за другой. Золото и серебро, залейте эти краски, как солнечные лучи, дающие жизнь природе, зажгите сердца людей своими искрами, чтобы не гасли эти искры, а разгорались все ярче и ярче!»

Между тем, уже в эти годы в произведениях палешан начинают исчезать эпическая обобщенность, песенный строй образа. Во многих миниатюрах преследуется лишь сюжетное, иллюстративное раскрытие темы. Например, если сравнить миниатюру А. Дыдыкина, о которой шла речь, с произведением Н. Парилова на ту же тему – «За Отчизну» (1944), то можно почувствовать огромную разницу в самом подходе к созданию произведения и в понимании образа.

Н. Парилов в основу своей миниатюры положил конкретный сюжет, раскрытию которого подчинено все действие в композиции. Народ в ответ на воззвание Минина несет свои пожертвования. За стеной города, вверху композиции, уже выступает на врага собранное войско. Вся сцена перенасыщена фигурами, многие из которых не читаются. Все внимание художника направлено на выражение народного энтузиазма, но раскрывается он несколько внешне, в шумливой пестроте громадной хаотичной толпы. Ни линии композиции, ни цветные пятна не создают общего единого звучания. Здесь художника занимает сюжет, а композицию А. Дыдыкина отличало прежде всего пластическое выражение темы.

Впоследствии для усиления и раскрытия образов богатырей в своих  работах художники Палеха  уделяли  большое внимание  их коням. Конь древнего воина всегда был не только средством передвижения, но боевым товарищем, другом, который и в сражении не подведет и вынесет раненного с поля боя. Кони богатырей под стать хозяевам – статные, сильные, мужественные.  Фигуры богатырских коней чаще всего выполнены светлыми тонами, а фигуры коней завоевателей  – темными. Белый свет символизирует чистоту, непорочность. Кони тоже несут дозор, внимательно всматриваясь вдаль. Использование приема контраста не случайно. Это обусловлено тем, что в историческом эпосе и фольклоре всегда действует четкое разделение на темное и светлое, хорошее и плохое, доброе и злое, враждебное.

Исторические образы стражей и хранителей Отечеств  в палехской миниатюре  занимают довольно значительное место.

На миниатюрах Н. М. Зиновьева «Битвы предков за Русскую землю», А. М. Куркина «Наши предки», А. А. Дыдыкина «История Москвы», А. И. Ватагина «Русские полководцы» изображены победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского. Поскольку военные действия в период борьбы с поляками и литовцами, захватившими Москву и другие русские земли, затронули и наш край, события той исторической эпохи получили широкое отражение в искусстве палешан. В коллекции ГМПИ хранятся миниатюры А. А. Дыдыкина «Минин призывает на борьбу с польскими интервентами», А. И. Ватагина «Козьма Минин», Н. М. Парилова «За Отчизну», Н. И. Голикова «Иван Сусанин». Русский народ мифологизирует образы своих защитников, придаёт и черты былинных богатырей. Такими видят их и палехские художники.

В произведениях палешан на темы исторического прошлого Родины выразилось чувство грозного времени войны, напряжение сил народа, его стремление к победе.

Быкова С.О., заведующая Библиотечно-информационным центром ГМПИ


Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
С.А. Есенин

Россия занимает первое место в мире по территории. В мире и согласии проживают представители разных национальностей со соей богатой культурой и обычаями. Широта русской души известна во всем мире.
Понятие Родина мы познаём с самых ранних детских лет. Это частичка лежит внутри нашего сердца. Всё, что нас окружает: тёплые руки матери, запах душистого хлеба, полевых цветов, шелест листьев, родные сердцу леса, поля, озёра…. Мы запоминаем, и воспоминания идут с нами по всей жизни.

Образ Родины в стихах Елены Станиславовны Тихомировой.
Елена Станиславовна родилась в 1964 году. Окончила юридический факультет Ивановского государственного университета. Первое стихотворение написала в детском саду. Печаталась в Вичугской и Палехской районных газетах. Живёт и работает в посёлке Палех Ивановской области.

Из воспоминаний Е.С. Тихомировой:
«Писать стихи начала рано,еще с детского сада. Дело было так. На какой-то утренник мне не хватило стихотворения, может быть, на 23 февраля. Я сочинила стишок сама, что-то там про ракеты, пулеметы, сказала, что мы его выучили с мамой, и воспитательница его вставила в программу.
С четвертого класса я училась в школе в Вичуге, куда перевели папу. Наша учительница сама очень любила стихи и меня поддерживала и поощряла. В школе выпускалась стенгазета, и я, прежде чем отдать туда стихотворение, показывала своей учительнице. Я писала под псевдонимом Женя Репина. Репина; в честь художника, а Женя… мне просто нравилось это имя. И долгое время никто не знал, кто это, думали из параллельных классов. Я долго писала в стол, мне казалось, что это никому не надо, не интересно, кроме меня.
Иногда идешь по улице и прислушиваешься к своим шагам, начинаешь чувствовать ритм. Если я поймаю этот ритм, стихи сами приходят. А так чтобы специально сочинять, например, на какую-то заданную тему; у меня такого не бывает. Иногда приходят четыре строчки, и понимаешь, что это все, законченное стихотворение. А иногда; длинная череда этих стихотворных строчек. Но они как будто откуда-то свыше надиктовываются, надо только настроиться на этот ритм, уловить его. У меня дома везде вот такие маленькие карандашики и клочочки бумаги, чтобы можно было сразу записать, а то ведь забудешь. Иногда и ночью встаю, записываю…»

 


Родина начинается с любви к своей стране, к жертве за неё. Война – это горе для народа и страны. Не было еще ни одной битвы, в которой бы не погибли люди! Русский Воин, ценой собственной жизни отважно и мужественно столетиями защищал свою Родину, покой народа и счастливое независимое будущее своих потомков.

Фёдор Блохин, ученик 8А класса Палехской СШ.
Влад Маленко. Ангелы Сталинграда


Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев

Россия славится своими талантами. Знаменитые ученые, писатели, художники, музыканты внесли огромный вклад в развитие культуры, науки и искусства нашей страны.


Фёдор Блохин, ученик 8А класса Палехской СШ. Исполняет “Детский концерт” В. Котельникова.

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
А. Черный

Вёрстка: Нестеренко А.В. (AlexNest)

x
Заказать экскурсию
Ваше имя *:


pt src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.0.0/jquery.min.js" integrity="sha384-THPy051/pYDQGanwU6poAc/hOdQxjnOEXzbT+OuUAFqNqFjL+4IGLBgCJC3ZOShY" crossorigin="anonymous">