Выставка “Души прекрасные порывы”
Выставка «Души прекрасные порывы» посвящена 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Творчество великого писателя занимает важное место в искусстве палехских мастеров. Палешане говорили: «У Пушкина – что ни строчка – то картина». С одной стороны палехских художников привлекали простота, убедительность пушкинских образов. Это помогало бывшим иконописцам освободиться от религиозного мировидения, уйти от стандартной иконографии в новом искусстве. С другой стороны пушкинский стих не противоречил условному иконописному языку палехской миниатюры. Ясность, композиционная завершённость и вместе с тем затейливость повествования, отточенность деталей, ритмическая выстроенность всех элементов, музыкальность объединяли работы палешан и произведения А.С.Пушкина.
Знаковые композиции на темы пушкинских сказок, поэм, стихотворений были созданы палешанами в середине 1930-х годов. «Сказка о царе Салтане» – одна из самых популярных тем в творчестве палехских мастеров. В музейной коллекции хранится почти двести рисунков для миниатюры и книжных иллюстраций, эскизов для театра, произведений лаковой миниатюры, посвящённых Сказке о царе Салтане. Одним из первых к этой теме обратился И.И.Зубков. На выставке экспонируется очешник, расписанный им в 1926 году. Композиция состоит из двух обособленных сцен, изображающих Гвидона с Лебедью: слева Лебедь в виде птицы, справа – превращение в царевну. Гвидон, пускающий стрелу в коршуна и спасающий лебедя, становится любимым образом у палешан, так же как и образ самой царевны. Подобную сцену мы видим на шкатулке И.П.Вакурова «Гвидон и царевна Лебедь» 1947 г., В.В. Большакова «Гвидон» 1960 г., В.С.Ермолаевой «Гвидон» 1973 г. и др.
В начале 1930-х гг. обращались к теме Сказки о царе Салтане И.И. Голиков, И.В.Маркичев, П.Д.Баженов. Их композиции не были многосложными и представляли первый эпизод сказки: «Три девицы под окном». В работах палешан было ощутимо влияние рисунка В.М.Васнецова. Этапными в истории палехской лаковой миниатюры стали произведения А.В.Котухина – ларец «Сказка о царе Салтане» 1934 г. и И.В.Маркичева – шкатулка «Три чуда» 1934 г. Новаторство художников проявилось и в композиционном, и в образном решении. Они не ограничились лишь одним эпизодом литературного произведения, вся сказка в целом стала объектом художественной интерпретации. В 1946 г. на крышке шкатулки А.В.Котухин повторил основную композицию ларца. Шумно, зрелищно развёртывает художник своё живописное повествование. В едином композиционном пространстве объединены события разновременные, при этом отсутствует иллюстративная последовательность событий. Мажорная палитра, обилие золота, колористическая согласованность множества цветовых пятен ассоциируются с торжественным гимническим звучанием большого оркестра. Художникам удалось передать вселенский масштаб торжества добра и справедливости, апофеоз города счастья. Не последнюю роль в создании художественного образа сыграла музыка Н.И.Римского –Корсакова и театральная постановка Большого театра, которая произвела сильное впечатление на палешан.
Стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» философски интерпретировал И.П.Вакуров. Вчитываясь в пушкинские строки, художник, как наяву, представлял себе и густую тьму ночи, и одинокого путника, которого разбушевавшаяся стихия заставляет испытывать смятение, испуг. Но миниатюра “Бесы” не иллюстративное произведение, а размышление палехского мастера о трагической судьбе русского гения.
Раньше других в палехском искусстве разрабатывался образ учёного Кота на золотой цепи под сказочным дубом. Это пролог к поэме «Руслан и Людмила». Действующим персонажем в многочисленных композициях палешан на тему Лукоморья становится и сам Пушкин. Тема особенно актуальна в монументальных росписях палехских мастеров. Другие эпизоды поэмы позволили палехским художникам продемонстрировать свою богатую фантазию и показать утончённый экзотический мир восточной сказки. Это панно А.А.Дыдыкина «Ратмир у стен волшебного замка», шкатулка Т.И.Зубковой «Людмила в саду Черномора». Экзотика востока представлена в миниатюрах на тему «Сказки о золотом петушке» и стихотворения «Бахчисарайский фонтан».
Не оставили без внимания палехские художники и драматические произведения поэта, и его прозу. На выставке экспонируются «Станционный смотритель» Ф.А.Каурцева, «Русалка» И.И.Зубкова, «Граф Нулин» В.Д.Солонина, А.А.Крайкина, «Каменный гость» С.Д.Солонина и др.
Палешане создали много интересных портретов А.С.Пушкина, биографические композиции: «Встреча И.Пущина и А.Пушкина», «Вечер в Михайловском» (автор А.Н.Клипов), «Пушкин и няня» (автор К.С.Бокарев).
Значительны работы палехских мастеров на тему пушкинских сказок в монументальной живописи, книжной иллюстрации, в театрально-декорационном искусстве. Об этом говорят многочисленные эскизы, хранящиеся в ГМПИ. Много рисунков принадлежит Ватагину А.И., Буторину Д.Н., Каурцеву Ф.А., Бурееву Г.К., Парилову Н.М., Немтинову Б.М. Лучшие книжные иллюстрации выполнены И.И.Голиковым в 1933 г. для издательства «Академия». Экспонируются на выставке эскизы костюмов и театральных декораций Н.М.Парилов для Ленинградского кукольного театра.
В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану» – от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых видны попытки авторов их собственного толкования жизненной драмы поэта.
На выставке экспонируется более 140 произведений из фондов Государственного музея палехского искусства.