Выставка “Христианские праздники в искусстве Палеха”
Праздничные иконы всегда были популярны в иконописи Палеха. Палешане знали все тонкости иконографии того или иного праздника.
Пасха или Воскресение Христово считается у православных праздником праздников. Разнообразие иконографических изводов подтверждается большим количеством представленных в экспозиции икон на тему Воскресения. Композиция Воскресение – Сошествие во ад нередко является средником многочисленных многофигурных композиций с изображением Двунадесятых праздников, которые пользовались в Палехе особой популярностью. Иконы-миниатюры стали визитной карточкой иконописного промысла в Палехе. В качестве средника палешане иногда изображали «Воздвижение Креста», как на иконе Евстигнея Першина 1826 года, поскольку этот праздник является в Палехе престольным, в честь его освящён главный местный храм. Палехский мастер представил один из редких иконографических изводов: по обе стороны от Креста, поддерживая его, стоят Патриарх Иерусалимский Макарий и папа римский Сильверст. Рядом с Макарием изображена императрица Елена в царских одеждах. Императора Константина, изображение которого присутствует почти во всех иконах Воздвижения Креста, здесь нет. Данный извод не отражает в полной мере иконографические пристрастия палешан. Поскольку праздник является главным в Палехе, на местных иконах встречаются почти все известные в русской иконописи варианты. Более определённо обозначились приоритеты в выборе иконографической схемы Благовещения, популярной у заказчиков-старообрядцев, когда Архангел Гавриил изображается дважды, а венчает композицию благословляющий Саваоф в килевидной арке. Палешане ориентировались не только на заказчиков-старообрядцев, но и писали иконы в так называемой «фряжской» манере. Во второй половине XIX века значительное количество работ создавалась в духе русской академической живописи, которые очень разнились по уровню художественного мастерства. Образы святых идеализировались, приобретали «красивость», миловидность. Палешане работали как в смешанной технике, так и маслом. В подобной манере предпочитали работать иконописцы мастерской братьев Белоусовых.
В палехской лаковой миниатюре долгое время религиозные сюжеты и образы не были востребованы. Но поскольку христианские праздники тесно связаны с народными обычаями, обрядами, палехские мастера не могли обойти их своим вниманием. Да и сами палешане традиционно с размахом отмечали семик (Троицын день), Ильин день, устраивали масленичные гуляния на Прощёное воскресение, предшествующее Великому посту, проводили ярмарку на Крестовоздвиженский праздник.
В советское время палехские мастера, изображая любимые в народе гуляния и обряды, не делали акцент на христианскую основу праздника, называя свои композиции «проводы зимы», «праздник урожая», «ярмарка» и т.д. С конца 1980-х гг. в искусстве Палеха значительно увеличивается количество сюжетов, связанных с православием, подчёркивается религиозная духовная сущность изображаемых событий и образов: «Троицын день» 1998 г. Л.Ф.Новиковой, «Прощёное воскресение» 2006 г. Н.П.Богачёвой.
Новые тенденции отражены в тематике дипломных работ выпускников Палехского художественного училища имени М.Горького: «Праздник Пасхи» Цыгановой В., «Колядки» Солдатовой В., «Раз в крещенский вечерок» Красновой М. и др. В них по-прежнему акцент делается на изображении патриархальных обрядов, потому что в каждом христианском празднике присутствуют древние языческие верования. Наверное, поэтому одним из любимых сюжетов у палешан является масленица. А вот иконографические изводы известных христианских праздников, принятые в древнерусском искусстве, в лаковой миниатюре не получают широкого распространения. Композиции, подобные дипломной работе А.Гараниной «Рождество Христово», остаются единичными явлениями.
На выставке экспонируются произведения из фондов Государственного музея палехского искусства: иконы, лаковая миниатюра, а также дипломные работы выпускников Палехского художественного училища разных лет.