Выставка “Русский портрет”
Выставка «Русский портрет» представляет портретную живопись XVIII-первой половины XX вв. из собрания ГМПИ. Не так часто в музейных коллекциях можно встретить парсуны, первые портретные изображения к. XVII-н.XVIII вв. Их появление в русском искусстве было обусловлено проникновением в древнерусскую живопись западноевропейских традиций. Изменилась сама живописная манера русских мастеров: вместо привычной для иконописцев яичной темперы художники новой эпохи стали использовать масляные краски. Авторы парсун, несмотря на условность письма, достоверно передавали портретное сходство изображаемых людей. При этом большое внимание уделялось деталям костюма, регалиям, государственным наградам. Старые иконописные приёмы проявлялись в статичности поз, фронтальности фигур, в общей плоскостности и декоративности изображения. В коллекции ГМПИ хранится одна из таких древних парсун – прижизненный портрет митрополита Ростовского и Ярославского Дмитрия. Дмитрий Ростовский один из самых просвещённых деятелей Русской православной церкви Петровской эпохи. Строго фронтальное поясное изображение митрополита выступает из глубины тёмно-зелёного фона. У Дмитрия выразительное лицо с печальными глазами, тонкий нос, тёмные усы и борода. Дмитрий Ростовский представлен в пышном облачении, со всеми регалиями церковного иерарха. На портрете имеется надпись, удостоверяющая личность изображённого человека. Подобный приём в светской живописи также указывает на связь с иконописной традицией.
Палехские иконописцы тоже писали портреты. В известной в Палехе семье Белоусовых профессионально занимался портретной живописью Владимир Евграфович Белоусов, окончивший Академию художеств в Петербурге. Его работы, хранящиеся в ГМПИ, датируются 1875 годом. Благодаря умению копировать, что подтверждает «Портрет старухи-цыганки» 1864 г., бывший иконописец вполне уверенно освоил традиции европейского и русского академического портрета. Вместе с тем, стилистика некоторых его работ близка художественному примитиву, явлению уникальному в истории мировой культуры. Передавая портретное сходство, художник всё же считал более важной демонстрацию социальной значимости портретируемого, отсюда статичность поз и горделивость осанки, благопристойность внешнего вида, пристрастие к деталям одежды. Таковы «Портрет молодого человека», «Портрет матери».
Русский реалистический портрет представлен на выставке работой академика портретной живописи И.А.Тюрина (1824-1905) «Женщина в белом платье» 1868 г. Ещё один характерный тип картин в русской живописи второй половины XIX века – этнографический портрет. Как правило, на них изображались миловидные девушки в национальных костюмах. Пожалуй, самым известным мастером таких ярких, эффектных изображений был салонный живописец К.Е.Маковский. «Портрет девушки в национальном костюме» неизвестного русского художника, близкий манере Маковского, хранится и в нашей музейной коллекции.
Достойное место среди произведений русской реалистической живописи занимают работы палехских художников, принадлежавших к древним иконописным родам. Им довелось получить прекрасное художественное образование. Пожалуй, самая громкая слава досталась Кориным: Павлу Дмитриевичу и его двоюродным братьям Алексею Михайловичу, Андрею Михайловичу. В 1894 г. Алексей Михайлович Корин стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его первые шаги в профессиональном искусстве были связаны с портретной живописью. На выставке экспонируется «Портрет дочери» 1905 г. Портрет самого же Алексея Корина был написан в 1915 году С.В.Малютиным. В эти годы Малютин решил продолжить создание портретной галереи «лучших людей русских», начатой по инициативе П.М.Третьякова ещё в XIX веке художниками-передвижниками. Портрет написан широкой свободной кистью. Его отличает довольно сложная цветовая гамма, основанная на оттенках чёрного, серого и белого цветов.
Андрей Михайлович Корин (1884-1948) предпочитал пейзажную живопись. Но в его творчестве встречаются и портреты, например «Портрет жены» 1930-х гг.
Многим палешанам был лично знаком академик живописи Николай Николаевич Харламов (1863-1935), который с 1901 по 1935 г. жил и работал недалеко от Палеха в селе Тименка. До революции Н.Н.Харламов писал исключительно иконы и картины религиозного содержания. Ко времени его ученичества относится небольшой этюд «Голова старика», предназначавшийся для одной из картин на соискание академической награды. Звание академика ему было присвоено решением общего собрания Академии художеств 25 октября 1910 г. Одна из самых известных работ Н.Н.Харламова – мозаичные росписи храма Воскресения Христова на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге, известном в народе как храм Спаса на Крови. В начале 1920-х гг. Н.Н.Хрламов обратился к портретному жанру. Художник писал маслом, сангиной, пастелью портреты своих родных и близких, крестьян из окрестных деревень. В коллекции ГМПИ с 1930 –х гг. хранятся портреты супругов Мишуровых, близких друзей семьи Николая Николаевича. Они представляют раннее портретное творчество художника и выполнены в 1923 году. Фронтальная композиция этих портретов проста и несколько статична. Фон нейтральный, светло-коричневый. Сорокалетние крестьяне изображены в добротном чёрном кресле с высокой резной спинкой. Их образы степенны, полны достоинства. Муж в чёрном пиджаке, с бородкой, аккуратно причёсанными на прямой пробор волосами и очень живыми, выразительными глазами. На голове жены светлый шёлковый платок с мелкими цветами и длинными кистями, скреплённый под подбородком, и мягкими складками, спадающими на плечи. Скромные портреты вместе с тем отличает уверенный, профессиональный рисунок, гармоничный, выдержанный в тёплых, золотистых тонах, колорит. Писал Харламов и портреты известных палехских художников – И.И.Голикова, И.В.Маркичева.
Образы известных палешан запечатлел ещё один представитель старой палехской династии Михаил Александрович Маркичев (1880-1954), ученик В.Серова. На выставке экспонируются очень выразительные портреты Ивана Голикова и Ефима Вихрева, написанные крупными экспрессивными мазками.
Учеником В.Серова был и Михаил Семёнович Пырин (1874-1943), главный преподаватель Ивановского художественного училища, приглашённый туда в 1934 г. Его работы хранятся во многих музеях страны, в том числе и в ГМПИ.