// Выставка “Снегурочка” в искусстве Палеха” – Государственный музей Палехского искусства


Важная информация:

Выставка “Снегурочка” в искусстве Палеха”

12 апреля 1873 года в день своего 50-летия А.Н.Островский закончил работу над пьесой «Снегурочка». Причина  появления «весенней сказки», ставшей творческой удачей автора, – прозаическая: закрытие императорского Малого театра на ремонт. Понадобились спектакли, в которых драматическая, оперная и балетная труппы должны были выступать на сцене Большого театра. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция императорских театров обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И.Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.

Поначалу новая вещь называлась «Девушка-Снегурочка». Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Среди персонажей были Иван-царевич, Авоська-дурачок и т. д. Берендеево царство, Ярило, Весна — всё это появилось позже, в процессе работы над пьесой. Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону – закону любви. Название народа взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени.  Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» явилась славянская мифология. Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Островский в качестве образца взял для себя лучшие поэтические летописные памятники. «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлёк из поэмы XII века – „Слово о полку Игоревом”», – писал он П.И. Чайковскому. А.Н.Островский использовал фольклор не только русский, но и других славянских народов — например, украинский, именно там он почерпнул легенду о любви Мороза и Весны. Спектакль состоялся 11 мая 1873 года. На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, балет, хор и оркестр Большого театра.

Образ Снегурочки в изобразительном искусстве начинает свой путь с постановки пьесы на домашней сцене мамонтовского кружка в Абрамцеве. Первым художником, запечатлевшим образ неземной красавицы в светлом сарафане и обручем на голове, был В.М. Васнецов. По его эскизам завсегдатаи абрамцевского кружка с увлечением готовили костюмы. Их работой руководила Е.Д.Поленова. Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, сам Васнецов замечательно сыграл Мороза, а И.Репин – боярина Бермяту. Через три года В.М. Васнецов при участии И.И.Левитана и К.А.Коровина повторил костюмы уже для новой постановки «Снегурочки» в Русской частной опере Саввы Мамонтова с музыкой Н.А.Римского-Корсакового.

К созданию живописного образа Снегурочки имел отношение и М.Врубель. В 1898 году он написал декоративное панно «Снегурочка» для дома А.В.Морозова. В 1912 году своё видение Снегурочки представил Н.Рерих. В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель – живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: белый длинный сарафан, повязку на волосах (летний вариант), светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая. Снежную девушку запечатлели на своих полотнах и другие художники: Александр Шабалин, Василий Перов, Илья Глазунов, Константин Коровин. Процесс формализации образа Снегурочки был запущен. Его стали тиражировать  на рождественских открытках, в ёлочных игрушках, маскарадных костюмах. Снегурочка ещё до революции обрела новую жизнь вне рамок литературного и музыкального произведения, всего лишь как новогодний сказочный персонаж.

Поэтическая «образность», музыкальность пьесы А.Н.Островского, её фольклорная  основа созвучна  с традициями палехского искусства. Кажется странным, что на протяжении первого десятилетия существования палехской лаковой миниатюры в произведениях палешан так и не появились персонажи «весенней сказки» Островского.

Вероятно, это связано с тем, что после революции пьесу практически не ставили в театрах, а в конце 1920-х гг. Снегурочка как новогодний персонаж вообще попала под запрет. Её реабилитация, как и Деда Мороза, состоялась в 1935 году. В первых советских изображениях она представала маленькой девочкой, превратившись во внучку Деда Мороза.

Появление Снегурочки в искусстве Палеха непосредственно  связано с пьесой А.Н.Островского, а именно с её театральной постановкой. В музейной коллекции хранятся эскизы костюмов, выполненные И.П.Вакуровым в1936 г.  В них, безусловно,  прослеживается влияние В.М.Васнецова, особенно  в эскизе декорации к прологу. Зимняя ночь, полная луна. Лес еще дремлет под снегом. Слева тёмный хвойный лес, справа редкий заснеженный березник, в центре на горе деревня берендеев. Это нельзя назвать простым заимствованием, подражанием. Формирование эстетических вкусов, художественных приёмов  бывших палехских иконописцев, а потом основоположников палехской лаковой миниатюры, в том числе и Вакурова, происходило в ту же эпоху, что  и первых создателей Снегурочки.

История весенней сказки Островского в миниатюре начинается с образов, созданных Т.И.Зубковой.  Композиция «Дед Мороз и Снегурочка с Весной» – одна из ранних ее работ, стилистика которой напоминает дыдыкинскую манеру.  Влияние  творчества А.А.Дыдыкина было столь велико, что начинающая художница стремилась ему подражать. Шкатулка «Снегурочка», написанная в1944 году, экспонировалась на Всесоюзной выставке декоративного и прикладного искусства и получила высокую оценку. В дальнейшем на различных предметах Т.И.Зубкова  неоднократно изображала действие пьесы. Композиция на очешнике (1945 г) представляет редкий в те годы в палехском искусстве зимний пейзаж. Как и в пьесе Островского, лес наполнен многочисленными обитателями. Художница вновь обратилась к трогательной сцене прощания Весны и Снегурочки, а Мороз поручает лешему заботу о ней. Больше соответствует образу «весенней сказки» композиция на шкатулке «Мизгирь и Купава» 1962 г. Композиционные традиции палешан позволили художнице представить и гармоничный мир Берендеева царства, наполненный разными событиями, и зарождающуюся драму, создающую угрозу безмятежной жизни берендеев.

Нестандартное представление о Снегурочке дают театральные эскизы Б.М.Немтинова  для   Хореографических миниатюр Л.Якобсона на музыку С.Прокофьева. Художник изображает Снегурочку с огромными глазами и обледеневшими ресницами. Необычен её наряд: прозрачное платье со снежинками, горловина которого обрамлена сосульками. Фееричен эскиз декорации с солнцем в виде разноцветных колец и лучей на чёрном фоне и рассыпавшимися по фону разноцветными снежинками. Вероятно, эскизы  для  этого спектакля первоначально создавала А.П.Хохлова в 1958 г. Они были выполнены лишь в карандаше.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательный атрибут новогодних праздников в 1950 году. Благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлёвских ёлок, Снегурочка опять стала водить хороводы с ребятами.  В палехской миниатюре также наблюдается всплеск интереса к этому персонажу. Значительная часть работ в коллекции ГМПИ датируется 1950-ми гг. Снегурочка теряет связь с пьесой Островского, её образ  начинает самостоятельную жизнь, ассоциируясь то с символом застывших вод, то с древней языческой Костромой, обряд сожжения которой призван был обеспечить плодородие земель. К формализации образа Снегурочки, как это произошло в начале 20 века, палешане имели прямое отношение. Тем не менее, в искусстве Палеха существует немало произведений, представляющих авторское понимание и переживание драмы сценических героев Островского, а также  гимническое прославление гармонии мироздания.

x
Заказать экскурсию
Ваше имя *:


pt src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.0.0/jquery.min.js" integrity="sha384-THPy051/pYDQGanwU6poAc/hOdQxjnOEXzbT+OuUAFqNqFjL+4IGLBgCJC3ZOShY" crossorigin="anonymous">