// Выставка “Ветер революции” – Государственный музей Палехского искусства


Важная информация:

Выставка “Ветер революции”

В Музее лаковой миниатюры работает выставка “Ветер революции”, посвящённая 100-летию Октябрьской революции. На выставке экспонируются произведения лаковой миниатюры и эскизы, созданные художниками Палеха на революционную тему.

Палехское искусство на протяжении всей своей истории пыталось отразить значимость, народный характер революционного движения. Палешане, начиная с  основоположников, давали своё представление о людях и событиях тех лет. Немало произведений посвящено образу В.И.Ленина. Это и портреты вождя, и сюжетные композиции. Шкатулка Б.Н.Кукулиева «Накануне» (1978) из коллекции ГМПИ представляет идейных вдохновителей октябрьской революции: В.И.Ленина, Ф.Э.Дзержинского, Я.М.Свердлова. Не приемля натурализма в образном решении, в пластических характеристиках персонажей, автор «живоподобно», почти осязаемо передаёт портретные черты её главных творцов. Образ легендарного крейсера «Аврора»,  залпом корабельных орудий призвавшего  вооружённые отряды к  штурму  Зимнего дворца, запечатлел в миниатюре на пластине Н.М.Зиновьев. Неотделима для палешан тема революции 1917 года от революционных событий в Ивановском крае в 1905 году. Революционному движению красных ткачей посвятили свои произведения И.И.Зубков («Массовка на Талке» 1935 г.), В.М.Ходов («Время Красных зорь» 1981 г. и «Красные косынки» 1977г.)

Поиск образного решения для художественного воплощения в лаковой миниатюре революционной эпохи  некоторые палешане предпочитали  вести через призму ранних произведений А.М.Горького «Песнь о Соколе» и «Песнь о Буревестнике». Самый удачный образ был создан И.П.Вакуровым. Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. Огненные облака простёрлись над морем. Гибнущий золотой корабль – символ старого мира. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя,  и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» – так объяснял свой замысел И.П.Вакуров в книге Е.Вихрева «Палешане». Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими  пятнами красного цвета – символа революции. Путь к новой жизни указывает герой ещё одного горьковского произведения в композиции Д.Н.Буторина «Данко»

Пожалуй, наиболее органично и убедительно тема революции раскрыта  основоположниками нового палехского искусства. Они были свидетелями, а иногда и участниками революционных событий. Для И. И. Голикова, революция – это вихрь, сметающий старое. Его яростные битвы, поединки, по сути,  олицетворяли  тот самый революционный вихрь, который должен покончить с рутиной иконописного шаблона.  Но тонкая интуиция большого художника не позволила ему стать разрушителем многовековой традиции. В  фантастических голиковских битвах нет ни победителей, ни побеждённых, потому что борьба нового и старого вечна. Подчёркивая созидательный характер революции, И.И.Голиков создаёт образы крестьян-тружеников – жниц, знаменитого Красного пахаря. Тема революции постоянно питала творчество палехского мастера. Стихотворение Ефима Вихрева стало сюжетной основой для  миниатюры Голикова «Курган» 1927 г.

И.И.Голиков как художник формировался в предреволюционную эпоху, называемую Серебряным веком. Творчество многих ярких представителей Серебряного века было ему знакомо и понятно. Поэтому обращение палехского мастера к поэме А.Блока «Двенадцать», посвящённой революции, вполне закономерно. Поэтические строки Александра Блока рождают стремительную смену сюжетных зарисовок, некий калейдоскоп событий, тем не менее, передающих масштаб свершившейся революции, в основном, её тёмную зловещую сторону. И.И.Голиков в своих карандашных эскизах для чернильного прибора представил своё видение поэтических образов. Начинается поэма с символического образа ветра. Эта вихрящаяся снежная стихия становится лейтмотивом голиковского произведения.

Революция и гражданская война породили ещё один легендарный художественный образ – красноармейца, защитника революционных завоеваний. Этот образ, романтический или богатырский, стал одним из самых популярных в палехском искусстве: красноармеец с винтовкой на страже границ, красноармеец на коне в пылу атаки. Привлекали внимание палешан и вполне конкретные герои, защищавшие революцию, например, Василий Иванович Чапаев. Не последнюю роль в создании художественного образа легендарной личности сыграл художественный фильм братьев Васильевых с Борисом Бабочкиным в главной роли. Самые известные произведения  палехской миниатюры, посвящённые Чапаеву,  –  декоративная тарелка «Гибель Чапаева» Д.Н.Буторина, ларец П.Ф.Чалунина «Чапаев», шкатулка «Василий Иванович и Петька» П.Л.Парилова.

Революция в произведениях палешан – это не только митинги, сражения, атаки. Миниатюра А.Д.Кочупалова «Стихи» 1974 г. посвящена поэту, бывшему красноармейцу, Эдуарду Багрицкому. Одухотворённо, без ложного пафоса он читает свои стихи: «Нас водила молодость в сабельный поход…»  Палешане нередко обращались к  литературным источникам, повествующим о  революционной эпохе. Шкатулка «Железный поток» 1934 г. А.Блохина и ларец круглой формы «Железный поток» 1957 г. Б.М.Ермолаева создавались на основе романа Александра Серафимовича.

Не обошли вниманием палехские мастера и активное участие женщин в революционных событиях. А.А.Дыдыкин показывает эпизоды культурной революции в деревне («Раскрепощение женщины» 1934 г). На декоративной тарелке он строит композицию на контрастах нового и старого, светлого и тёмного. Конечно, не всем по душе новые преобразования. Поэтому не обходится автор и без идеологического противника революции – крестьянина-единоличника, т.к.  в 1930 –е гг. в работах палешан усиливается роль идеологической пропаганды.  Революционное преобразование деревни напрямую коснулось  палехских художников, поэтому тема деревенских митингов,  идея смычки города и деревни привлекала многих палехских мастеров. На предметах разной формы часто встречаются изображения демонстраций,  заседания советских активистов. Работы палехских миниатюристов  на революционную тему отличает эмоциональная насыщенность, композиционная динамика.

На выставке экспонируется более пятидесяти произведений лаковой миниатюры и графики из фондов ГМПИ.

x
Заказать экскурсию
Ваше имя *:


pt src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.0.0/jquery.min.js" integrity="sha384-THPy051/pYDQGanwU6poAc/hOdQxjnOEXzbT+OuUAFqNqFjL+4IGLBgCJC3ZOShY" crossorigin="anonymous">