Выставка “Восточные и русские лаки в собрании ГМПИ”
В Музее лаковой миниатюры (ул.Баканова, 50) работает выставка «Восточные и русские лаки в собрании ГМПИ». В экспозиции представлены произведения XIX-XX вв., выполненные в Китае, Японии, а также лаковая миниатюра известных русских центров – Холуя, Мстёры, Федоскина. Лаковая миниатюрная живопись – уникальное явление, объединившее в общем порыве творческих идей Восток и Запад. Практика нанесения нескольких слоев лака на поверхность из папье-маше появилась в Китае, а в Японии – техника золотого лака, суть которой состояла в нанесении золотого и серебряного порошка на слой лака, который затем покрывается завершающим тонким лаковым слоем. Семнадцать произведений японских и китайских лаков первой трети XIX в. появились в музейной коллекции в 1935 году стараниями первого директора музея Г.В.Жидкова. Это был дар Загорской базы «Коверкустэкспорт».
В России постоянный интерес к лакам начал проявляться со времен Петра I. Самой удивительной работой петровской эпохи является Лаковый кабинет или «Лаковая камора» во дворце Монплезир. Это небольшое помещение было оформлено декоративной лаковой живописью в дальневосточном стиле, с золоченной резьбой, консолями, на которых располагались различные изделия из драгоценного в ту пору китайского фарфора. Работа по созданию 94 лаковых панно велась два года и к 1722 году была закончена. В настоящее время в Лаковом кабинете лишь одно подлинное панно XVIII века, остальные 93 сгорели в годы Великой Отечественной войны. Восстанавливали их палехские мастера под руководством Н.М.Зиновьева. Экспозицию выставки украшают 14 эскизов.
Родиной русских лаков принято считать село Федоскино под Москвой, где первые лаковые изделия появились в конце XVIII века. Лукутинские и вишняковские лаки развивались в тесной связи с русской реалистической живописью. Мастера широко использовали сюжеты русских и западноевропейских художников. Активно закупались Государственным музеем палехского искусства работы федоскинских мастеров также в 1930-е гг. из частных коллекций.
Временем рождения мстёрской миниатюры принято считать 1931 год, когда была организована артель «Пролетарское искусство». Традиции современной Мстёры заложили Н.П.Клыков, А.И.Брягин, А.Ф.Котягин, В.Н.Овчинников, Е.В.Юрин, Серебряков И.А., И.Н.Морозов. Как и палешане, мстёрские художники использовали иконописные приёмы. В мстерской миниатюре большую роль играет пейзаж, реалистический образ которого создается особыми приемами письма – мелкими узорными мазками. Живописное пространство строится несколькими цветовыми планами. Общий тон объединяет все цвета, придавая колориту особую воздушность. В собрании ГМПИ представлены в основном ранние работы основателей мстёрской миниатюрной живописи, что, безусловно, повышает художественную значимость совсем небольшой коллекции лаков близкого Палеху промысла.
В 1934 году сформировался творческий коллектив, определивший основное направление развития лаковой миниатюры в Холуе. Холуйские мастера смогли выработать свой собственный художественный язык, отличающийся живописностью, многоцветностью колорита. На выставке холуйская миниатюра представлена произведениями ведущих художников 1970-80 –х гг.: Митяшина П.А., Киселёва Б.И. и др.
Всего на выставке экспонируется 56 произведений лаковой живописи.